Татьяна Недопёкина
Театр — это самый замечательный вид творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Театр — это самый замечательный вид творчества
Дошкольный возраст – начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками. Лишь в общении человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Немалые возможности в развитии способностей и творческого потенциала ребёнка во взаимоотношениях с другими детьми, взрослыми и миром представляет театрализованная деятельность. Этот вид детского творчества близок и понятен детям, присущ им, так как связан с игрой, позволяет дошкольнику стать творцом, реализовать себя. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития речевой активности у детей раннего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей. Наблюдая за театром, дети познают окружающий мир, переживают события из жизни людей, животных, растений. Театрализованные игры строятся на основе сказок, потешек, литературных произведений. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например: наш детский сад, семья, игрушки, времена года, из жизни животных, из жизни растений, труд людей, транспорт. При выборе игр нужно учитывать индивидуальность ребенка, его любимые игры и игрушки. Ребятам очень интересно, когда персонаж появляется из-за ширмы, загадочно, с песенкой или стихотворением, когда персонажи говорят разными интонациями: добрыми, ласковыми, грозными, страшными, веселыми, разной силой голоса: громко, тихо. В результате ребенок со временем сам научится передавать состояние героя театра, пользоваться движениями, мимикой, жестами, научится понимать речь. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, когда осуждается плохое поведение, жадность, драчуны и капризули. Организовать театрализованные игры дома могут старшие братья и сестры, они большие выдумщики, фантазеры и малышам с ними интересно. В раннем возрасте у детей опыта игры нет, поэтому ведущие роли берет на себя мама или папа. Дети вначале являются зрителями. Они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь взрослого на этом этапе служит образцом для подражания. Поэтому необходимо следить за своей речью, правильно произносить речевые обороты, и если у вас нет задатков артиста – научиться на примере кинофильмов, мультфильмов. Дети наблюдают, как взрослый говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Они чувствуют интонации, особенно контрастные. Особенно значимо для ребенка, если родители после игры разбирают действия и поступки героев, что хорошо, что плохо; уточняют знания о предметах, их цвете, величине. Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становится интересно не только смотреть, но и действовать, они пытаются имитировать ролевые движения, сложнее манипулируют с персонажами. Полезно использовать любые моменты в жизни ребенка для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развиваются выразительность, плавность речи. В театрализованных играх очень хорошо использовать музыку. Веселая и грустная, задорная и спокойная – она всегда положительно влияет на психическое развитие ребенка. А если персонажи вашего театра будут двигаться под музыку, детям вдвойне интересно. Попробуйте, и вы убедитесь в этом сами. Музыка подчеркивает характер героем : громкая маршевая – волк, веселая задорная – зайчишка, лиса. У детей вырабатывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речевого и двигательного аппарата. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Театр положительно влияет на любых детей: чересчур активные становятся спокойнее, а стеснительные учатся взаимодействовать с окружающими на примере театральных героев. Театрализованные игры – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.