Каринэ Ервандовна Мирзаянц
Театр как одна из форм эффективного воздействия на формирование личности обучающихся младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – одна из форм эффективного воздействия на формирование личности обучающихся младшего школьного возраста.
Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у обучающихся младшего школьного возраста, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.
Проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития этой системы.
Публикация «Театр как одна из форм эффективного воздействия на формирование личности обучающихся младшего школьного возраста» размещена в разделах
В моем объединении «Волшебный мир театра», сложилась система воспитания, которая на практике, позволяет создать атмосферу доверительного общения. Это театральное творчество.
Что такое творчество? Это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда; это то, что человек делает своими руками и от всей души; проявление таланта, фантазии; занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное; это выражение себя благодаря своим способностям это духовное развитие человека.
Мы педагоги дополнительного образования сталкиваемся с этим, когда к нам приходят дети на первый год обучения. Дети разновозрастные, у каждого свой неповторимый характер; один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив.
Кажется, все просто: ленивого надо сделать трудолюбивым, упрямого сговорчивым, жадного – щедрым, словом плохого хорошим. Но как этого добиться? Его уговариваешь, - он не слушается, повышаешь голос – не реагирует, накричишь – еще больше замыкается в себе. Много с чем пришлось столкнутся. Конечно, как говориться; «методом проб и ошибок» Прекрасное средство для исправления детских характеров, развития всех сторон личности ребенка являются театральные игры.
В работе я руководствуюсь такими принципами:
1. Следует ребенка направлять, а не принуждать;
2. Необходимо предоставить каждому ребенку испытать радость успеха, ощущение своей нужности и полезности;
3. Создать атмосферу взаимной ответственности, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности.
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности и раскрепощённой.
- Мне очень помогла такая форма работы, как импровизация. Театральная импровизация - вид театрального искусства, в котором актеры-импровизаторы должны сыграть сценку, скетч, или целый спектакль, не договариваясь заранее друг с другом, без какого-либо сценария или плана.
- Волшебный мир кукол. Каждый ребенок мечтает о том, чтобы его любимые игрушки ожили и заговорили и они оживают в детских фантазиях. А еще они оживают в кукольном театре, в нем куклы - посланники другого мира и только здесь они и могут существовать. Кукольному театру доступен особый способ выразительности: это словно получить совершенно новую, невиданную ранее, краску. И как же интересно увидеть этот волшебный мир изнутри. Увидеть работу актеров-невидимок - "повелителей" кукол, окунуться в мир творческих мастер-ских, поприсутствовать при рождении спектакля.
- Как правило, основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для ребенка то, что в игре «в сказку» он может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам. При этом они учатся чувствовать грань между добром и злом. Сказки всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои вызывают у ребенка желание подражать им, и незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Это важный фактор нравственного развития личности, его стремления контролировать свое поведение. Он отвечает для себя на вопросы: каково быть добрым или злым, умным или глупым, смелым или трусом. И главное – он учится САМ делать выбор.
И все это театрализованные игры, которые пробуждают чувство соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Я не ставлю перед собой Цель копировать взрослый театр. Это невозможно, да и не нужно. Мы не готовим актеров. Мы просто через игру познаем искусство театр. Цель, которую я ставлю перед собой – формировать детские души, развивать их способности: литературные, актерские, оформительские, учить их взаимовыручке, взаимопониманию, формировать чувство ответственности за успех общего дела.
Непременным условием занятий театра является участие всех детей. Дети с удовольствием играют в театре. Например: создаем 2-3 группы в зависимости от количества персонажей. В каждой группе распределяются роли, дети учат свою роль, репетируем и через какое-то время дети показывают игру своей группы. В процессе показа, обсуждения, решаем и выбираем тех, кто наиболее удачно сыграл роль, у кого она получилась правдивее, интереснее и тогда выбираем лучших исполнителей для выступления на зрителя. Безусловно, способности у всех разные. Спектакль требует от ребенка напряжения всех его душевных сил. Дети, объединенные общими переживаниями, стремятся к согласованным действиям и свое личное «я» находят в единстве с коллективом. Совместная работа над спектаклем развивает умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет ответственность за успех общего дела. Родители помогают нам готовить реквизит, рисовать декорации.
На репетиции часто бывает, что дети сами выступают в роли режиссеров. Мы оказываемся в простой, непринужденной обстановке, я для них – просто старший товарищ и бывало, что дети мне помогали неожиданными решениями где, в какой момент лучше появиться герою, как лучше расставить декорации, и так далее.
Во время игры в театре дети буквально преображаются.
Когда звучат аплодисменты, ребенок получает столько положительных эмоций! Он горд и радостен тем, что он является успешным, он признан коллективом, он нужен, он полезен!
Итак, какие выводы можно сделать?
1. Занятия в театральном объединении способствуют развитию и формированию личности ребенка.
2. Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе, учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания желаниям коллектива.
3. Содержание спектакля преломляется через опыт ребенка и оказывает воспитательное воздействие.
4. В игре ребенок воссоздает явления реальной действительности, переживает их и это оставляет след на долгие годы.
5. Занятия в театральном объединении, участие детей в спектакле доставляет им радость, удовлетворение, что очень важно.
Очень хочется, чтобы театр стал для детей возможностью для самореализации личности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Считается, что интерес к театру в наше время угасает. Но жизнь показывает, что такие выводы необоснованно. Этот древнейший вид искусства, способный сформировать, высоко нравственную личность. И очень приятно, что в России, придается этому большое значение, потому что иначе нельзя.
Пример тому, театры Екатеринбурга. Екатеринбург — крупнейший театральный центр России, по количеству театров занимает 3-е место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. По информации Министерства культуры Свердловской области в настоящее время в городе действуют 16 профессиональных театров (фактически — около 50, 6 из которых — муниципальные. Многие театральные коллективы города известны не только в России, но и за рубежом
Я считаю, детских театров в всех ОУ должно быть, как можно больше для того, чтобы процесс воспитания давал положительные результаты.
Театр - это волшебный край,
в котором ребенок радуется играя,
а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова