Светлана Русакова
Сюжетно-ролевые игры в развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике. Всё это подготавливает психику дошкольника к более высокой стадии развития. В игре ребёнок находит своё самовыражение. Ценность игры в её условности, что помогает развивать предпосылки абстрактного мышления.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игру принято называть спутником детства. Она составляет основное содержание жизни ребёнка и выступает как ведущая действительность, тесно переплетаясь с трудом и обучением. Она выступает как важное средство воспитания. Выготский Л. С. писал: «Игра корень всей творческой деятельности ребёнка».
Особенность игры в том, что в её процессе развивается не одна, а целый комплекс творческих способностей. В содержании игры комбинируются различные впечатления жизни ребёнка. Для осуществления замысла необходимы игрушки. Если их нет, по тем или иным причинам, дошкольник, заменяет один предмет другим, помогая действовать в соответствие с взятой на себя ролью. Способность видеть в предмете несуществующие качества характерная особенность воображения дошкольника.
То есть, задействованы все стороны личности ребё нка:
- он двигается, говорит, воспринимает, думает;
- в процессе игры активно работают его психические процессы:
мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Основой всякой творческой деятельности является воображение. В норме оно активизируется в трёхлетнем возрасте, а во взрослом состояние сохраняется у небольшого числа одаренных людей. Оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая создание нечто нового, выходящего за пределы воспринимаемого. Уровень и особенности воображения дошкольника определяется его игровой деятельностью.
Воображение у ребёнка возникает постепенно, развиваясь из элементарных форм в сложные единицы. На каждой возрастной ступени оно приобретает более богатые свойства. Поэтому мнение, что у ребёнка воображение красочнее взрослого ошибочно.
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в деятельности дошкольника. В них дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя. Особенность сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из ролей и сюжета – ряда событий объединенных мотивированными связями. Роль – это основной стержень сюжетно-ролевой игры. В своём сознание ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком, действуя от его имени. В сюжете раскрывается содержание – характер действий и отношений, связывающих участников.
Роль выражается в речи, мимике и пантомиме исполнителя. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны с неподготовленностью ребёнка к осуществлению цели, с другой – с его растущей самостоятельностью. Воспринимая на себя роль в игре, дошкольник может воспроизвести жизнь взрослого, обыгрывая ситуацию.
Развитие сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах.
1) 3-4 года. Отдельные игровые действия носят условный характер. Роль не называясь, фактически осуществляется. Сюжет состоит из двух действий. Взрослый удерживает воображаемую ситуацию.
2) 4-5 лет. Игровые действия взаимосвязаны, имеют чёткий ролевой характер. Дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет состоит из 3-4 действий, усилия взрослого для удержания воображаемой ситуации не требуются.
3) 5-6 лет. Роли отображают социальные функции людей и распределяются до начала игры. Цепочка игровых действий, объединена одним сюжетом.
4) 6-7 лет. Замысел и роли игры проговариваются заранее. Техника игровых действий условна. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.
Виды сюжетно-ролевых игр :
- игры на бытовые сюжеты;
- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей;
- игры на героико-патриотические темы;
- игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радио- передач, дети отражают эпизоды произведений, подражая действиям героев;
- режиссёрские игры, ребёнок заставляет говорить, выполнять различные действия кукол.
Соблюдение правил, является одной из ярких особенностей сюжетно-ролевых игр. Подчинение правилам вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, дошкольник осваивает моральные нормы, заключённые в роли.
Сюжетно ролевая игра дает дошкольнику возможность оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Процесс игры выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. С усложнением игры и игрового замысла эмоции детей становятся более осознанными и сложными.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребёнка. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
Таким образом, игра ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевые игры способствуют развитию воображению ребенка. Продолжительное пребывание ребёнка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает. Плановость и согласованность в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. 1997.
2. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 5-е. Ростов н/Д. 2013
3. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2000.