Ольга Величко
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников
Сюжетно – ролевые игры
1. Поход с мамой в магазин
Цель: учить детей культуре поведения в магазине при выборе покупок. Воспитывать умение сдерживать свои эмоции.
Две подружки с мамами отправляются в магазин «Детский мир», чтобы купить новый наряд в детский сад.
Алёна прислушивается к советам мамы, она примеряет юбку, кофточку, сандалии.
А вот Катя капризничает, ей хочется купить всё и сразу. В результате Катя набрала много: юбку, брюки, кофты, носки, туфли – и бегом домой.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» размещена в разделах
А когда стала дома примерять, то вещи оказались либо малы, либо велики. Мама расстроилась, и пришлось потратить ещё один день, чтобы вещи обменять.
Запомните ребята:
- всегда нужно прислушиваться к маминым советам;
- стоит маму расстраивать по пустякам;
- нужно все свои покупки в магазине примерять;
- запомни, малыш, нельзя купить всё и сразу!
2. Я иду в кинотеатр
Цель: учить правилам поведения в общественных местах; закреплять знание вежливых слов.
Два друга бегут, так как опаздывают на сеанс. В руках у ребят попкорн и сок – это и есть причина их опоздания. Фильм уже начался, в зале темно; ребята пробиваются на свои места. Мальчики громко разговаривают, обсуждая свои проблемы. Во время просмотра жуют старательно попкорн и запивают соком. Рядом сидящие не выдерживают и делают им замечание, на что дети бурно реагируют.
Запомните ребята:
Потрудись не опоздать,
Раньше приезжай, дружок.
А пока ты будешь ждать,
Съесть успеешь пирожок.
3. Иду в парикмахерскую делать причёску
Цель: закрепить правила поведения в парикмахерской.
Ребёнок с мамой приходит в парикмахерскую. В помещении много народа, приходится выстаивать очередь. Но ребёнок вместо того, чтобы терпеливо подождать, бегает, кричит.
Наконец, малыш в кресле, но ему и здесь не сидится, он ёрзает, плачет. «Ребята, а вы также себя ведёте в парикмахерской?»
4. Непременно соблюдаем правила движения
Цель: повторить правила, которые необходимо знать каждому пешеходу.
Мальчик перебегает дорогу на красный свет, при этом теряет мяч и пытается его догнать. Возникает необходимость вспомнить сигналы светофора.
Каждый должен знать – на дороге нельзя играть!
5. Я на улице
Цель: учить детей с любовью относиться к природе.
Дети отправились в лес и нарвали целую охапку подснежников. Пока они добрались до дому, цветочки поникли.
Если рвать цветочки эти
Будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем
Мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов
Вы не делайте букетов!
6. Беседа «Что такое равнодушие?»
Цель: дать детям понять, как страшно, когда «сердце обрастает мхом».
Для анализа два стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…», «Зайку бросила хозяйка…»
На доске три портрета девочек.
- кто из этих девочек хозяйка зайки?
- какая девочка оторвала мишке лапу?
- какая девочка жалеет мишку?
- чем они отличаются друг от друга?
Нужно уметь слышать и видеть сердцем, душой, чувствовать боль и радость других людей, уметь сопереживать.
7. «Баба Яга»
Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействовать друг на друга.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, каким бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя) когда они сердятся на детей.
За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают две сценки)
Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (ребята говорят и показывают).
Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, дерётесь, боитесь?
(разыгрывают две сценки)
8. Этюд «Так будет справедливо»
Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. Понимать, какое поведение какой черте характера соответствует, и как оно оценивается.
Ход этюда:
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, изобразить его пантомимой и оценить поступок братьев.
«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться, они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно мячик, подушку.
Вдруг вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал шалить. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с младшим.
- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.
- Так будет справедливо, - серьёзно ответил ей старший брат. – Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.
9. Этюд «Встреча с другом»
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё; развивать выразительные движения.
Ход этюда:
Педагог рассказывает детям историю:
«У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»
Дети разыгрывают эту сценку. (Выразительные движения, объятия, улыбка, грусть, эмоции радости)
10. Слава добрым докторам
Цель: закрепить правила поведения при посещении врача. Воспитывать у детей опрятность, аккуратность.
Ход игры:
Артём заболел и отправился с мамой к врачу. В коридоре ожидают приёма много пациентов. Вдруг мальчик среди людей замечает знакомого малыша. Дети разговаривают, а затем устраивают в коридоре настоящие гонки.
Воспитатель объясняет детям, что в больницу приходят больные люди, и поэтому в этом заведении нельзя бегать, громко кричать, бросать мусор.
Нельзя капризничать на приёме у врача.
Врачи помогают и взрослым, и детям.
Как самые добрые люди на свете.
11. Как вести себя в гостях
Цель: закрепить у детей правила хорошего тона.
Ход: Воспитатель предлагает две ситуации, которые дети разыгрывают.
12. И в транспорте общественном ведём себя ответственно
Цель: закрепить знания детьми правила поведения в общественном транспорте, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Педагог предлагает сценку «В автобусе».
Приложение
1. Поход с мамой в магазин
Цель: учить детей культуре поведения в магазине при выборе покупок. Воспитывать умение сдерживать свои эмоции.
Две подружки с мамами отправляются в магазин «Детский мир», чтобы купить новый наряд в детский сад.
Алёна прислушивается к советам мамы, она примеряет юбку, кофточку, сандалии.
А вот Катя капризничает, ей хочется купить всё и сразу. В результате Катя набрала много: юбку, брюки, кофты, носки, туфли – и бегом домой.
А когда стала дома примерять, то вещи оказались либо малы, либо велики. Мама расстроилась, и пришлось потратить ещё один день, чтобы вещи обменять.
Запомните ребята:
- всегда нужно прислушиваться к маминым советам;
- стоит маму расстраивать по пустякам;
- нужно все свои покупки в магазине примерять;
- запомни, малыш, нельзя купить всё и сразу!
2. Я иду в кинотеатр
Цель: учить правилам поведения в общественных местах; закреплять знание вежливых слов.
Два друга бегут, так как опаздывают на сеанс. В руках у ребят попкорн и сок – это и есть причина их опоздания. Фильм уже начался, в зале темно; ребята пробиваются на свои места. Мальчики громко разговаривают, обсуждая свои проблемы. Во время просмотра жуют старательно попкорн и запивают соком. Рядом сидящие не выдерживают и делают им замечание, на что дети бурно реагируют.
Запомните ребята:
Потрудись не опоздать,
Раньше приезжай, дружок.
А пока ты будешь ждать,
Съесть успеешь пирожок.
3. Иду в парикмахерскую делать причёску
Цель: закрепить правила поведения в парикмахерской.
Ребёнок с мамой приходит в парикмахерскую. В помещении много народа, приходится выстаивать очередь. Но ребёнок вместо того, чтобы терпеливо подождать, бегает, кричит.
Наконец, малыш в кресле, но ему и здесь не сидится, он ёрзает, плачет. «Ребята, а вы также себя ведёте в парикмахерской?»
4. Непременно соблюдаем правила движения
Цель: повторить правила, которые необходимо знать каждому пешеходу.
Мальчик перебегает дорогу на красный свет, при этом теряет мяч и пытается его догнать. Возникает необходимость вспомнить сигналы светофора.
Каждый должен знать – на дороге нельзя играть!
5. Я на улице
Цель: учить детей с любовью относиться к природе.
Дети отправились в лес и нарвали целую охапку подснежников. Пока они добрались до дому, цветочки поникли.
Если рвать цветочки эти
Будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем
Мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов
Вы не делайте букетов!
6. Беседа «Что такое равнодушие?»
Цель: дать детям понять, как страшно, когда «сердце обрастает мхом».
Для анализа два стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…», «Зайку бросила хозяйка…»
На доске три портрета девочек.
- кто из этих девочек хозяйка зайки?
- какая девочка оторвала мишке лапу?
- какая девочка жалеет мишку?
- чем они отличаются друг от друга?
Нужно уметь слышать и видеть сердцем, душой, чувствовать боль и радость других людей, уметь сопереживать.
7. «Баба Яга»
Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействовать друг на друга.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, каким бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя) когда они сердятся на детей.
За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают две сценки)
Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (ребята говорят и показывают).
Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, дерётесь, боитесь?
(разыгрывают две сценки)
8. Этюд «Так будет справедливо»
Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. Понимать, какое поведение какой черте характера соответствует, и как оно оценивается.
Ход этюда:
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, изобразить его пантомимой и оценить поступок братьев.
«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться, они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно мячик, подушку.
Вдруг вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал шалить. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с младшим.
- Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.
- Так будет справедливо, - серьёзно ответил ей старший брат. – Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.
9. Этюд «Встреча с другом»
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё; развивать выразительные движения.
Ход этюда:
Педагог рассказывает детям историю:
«У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»
Дети разыгрывают эту сценку. (Выразительные движения, объятия, улыбка, грусть, эмоции радости)
10. Слава добрым докторам
Цель: закрепить правила поведения при посещении врача. Воспитывать у детей опрятность, аккуратность.
Ход игры:
Артём заболел и отправился с мамой к врачу. В коридоре ожидают приёма много пациентов. Вдруг мальчик среди людей замечает знакомого малыша. Дети разговаривают, а затем устраивают в коридоре настоящие гонки.
Воспитатель объясняет детям, что в больницу приходят больные люди, и поэтому в этом заведении нельзя бегать, громко кричать, бросать мусор.
Нельзя капризничать на приёме у врача.
Врачи помогают и взрослым, и детям.
Как самые добрые люди на свете.
11. Как вести себя в гостях
Цель: закрепить у детей правила хорошего тона.
Ход: Воспитатель предлагает две ситуации, которые дети разыгрывают.
12. И в транспорте общественном ведём себя ответственно
Цель: закрепить знания детьми правила поведения в общественном транспорте, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Педагог предлагает сценку «В автобусе».