ЕЛЕНА ШУМКИНА
Сюжетно-ролевая игра — это отражение нашей жизни
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важному виду детской деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т. д. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра — это отражение нашей жизни» размещена в разделах
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Задача взрослого – помочь ребенку организовать игру, сделать ее увлекательной.
Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В таких играх существуют определенные правила, которые воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, что способствует формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Предлагаем вам варианты различных ролевых игр.
Организация длительных сюжетно – ролевых игр требует от воспитателя значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке, но все они окупаются и заинтересованностью детей, и эффективностью их проведения.
Так, при подготовке к сюжетно – ролевой игре «Зоопарк», читаю детям произведения разных авторов, посвященные природе; рассказываю о животных, которых наши дети могут увидеть только в зоопарке (верблюды, слоны, обезьяны и т. д., сопровождая рассказы показом иллюстраций; изготавливаю все необходимые атрибуты (силуэтные фигуры медведя,слона, верблюда, оленя и их детенышей, деревья, которые растут в тех природных зонах, где обитают эти животные, картонные вольеры и т. д.).
Для организации игры «Дорога» предварительно оформляю путевки для водителей, дорожные указатели; рассказываю о различных видах машин (самосвал, бульдозер, бетономешалка и т. д.)
Для сюжетно – ролевой игры «Почта»,я заранее изготавливаю все необходимые для ее организации атрибуты (конверты, бланки, открытки, сумку для почтальона, почтовый штамп, провожу экскурсии на почту, в ходе которой дети знакомятся с работой почтовых работников, читаю «Почту» С. Маршака.
Особых усилий требует подготовка сюжетно – ролевой игры «Космонавты».Читаю детям отрывки из книг Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах» и А. Леонова «Я выхожу в космос».Вместе с ними рассматриваю иллюстрации в них. Вместе с детьми составляем творческие рассказы «Что я видел во время полета в космос», придумываем «былицы» и небылицы о космосе. Много времени занимает изготовление всех необходимых для игры атрибутов (ракеты, микрофон, костюм космонавта и т. д., а также карты звездного неба, стенда с фотографиями космонавтов, выставки рисунков на космическую тему.
Я считаю, что необходимом моментом при подготовке к сюжетно – ролевым играм являются беседы на этические темы «Доставляй людям радость своими добрыми делами». «Твои добрые дела», «Поступок товарища, достойный уважения», в ходе которых дети учатся давать нравственную оценку своим поступкам и поведению своих сверстников.
Очень важно чтобы интерес к игре. которая длиться долго, не угасал. Для этого я вношу в игру все новые и новые дополнения, придумываю различные варианты их проведения. Например в сюжетно – ролевой игре «Театр» предлагаю детям следующие варианты: открытие детского театра, получение телеграммы, в которой сообщается, что настоящие артисты уехали на гастроли, но спектакль должен состояться.
Очень важным является такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное – индивидуальный подход, который предполагает знания особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это поможет детям, даже самым застенчивым, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжение длительного времени. Так,например, меня настораживало поведение Владика. Он был раздражительным, грубым, не принимал участия в играх. Но, наблюдая за ним, я заметила, что он интересуется животными. Тогда я предложила ему стать директором зоопарка, и мальчик изменился. Во многом благодаря ему дети длительное время играли в зоопарк, а сюжет игры менялся постоянно. Он звонил в полицию, прося найти убежавшего тигра, по его инициативе построили крыши для вольеров, соорудили бассейн и т. д.
При проведении игр приходится сталкиваться и с непредвиденными ситуациями, учиться с честью выходить из них, порой даже менять сюжет, отвечать на каверзные вопросы, узнавать не замечаемые ранее черты характера воспитанников. Так, например, одному из воспитанников, в игре «Дорога» не досталась его любимая машина, он согласился работать в ГАИ, но очень быстро лишил водительских прав мальчика, который играл этой машиной (за превышение скорости и плохое знание правил дорожного движения, и сам «сел за руль» этой машины.
По своему хоть и небольшому опыту знаю, какое большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие приемы:
- совместно с детьми обсуждаю, во что и где они хотят играть;
- «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян, поиск клада по схеме и т. д.);
-ненавязчивое, тактичное участие в игре воспитателя;
-косвенные побуждения к игре.
Также очень важно правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю выявить свои недочеты при ее подготовке. Например, при отправке в дальнее плавание, я упустила из виду необходимость поднять над короблем национальный флаг, в результате на него напали пираты, ведь они думали, что это вражески флот.
Занимаясь организацией и проведением сюжетно – ролевых игр, я пришла к выводу: эту работу необходимо продолжать, так как ее результаты на лицо. Мои воспитанники полюбили игры, часто организуют их по собственной инициативе, самостоятельно распределяют роли, учатся решать возникающие по ходу игры спорные вопросы.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. А для этого, нам воспитателям необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приё мов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказы о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.