Лилия Маслакова
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в цирк».
Цель: способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни (цирк); развивать творческие способности детей.
Задачи:
-побуждать творческое использование в игре знания об окружающей жизни; -формировать представление о профессиях цирковых артистов;
-развивать детскую фантазию и артистизм;
-развивать умение вживаться в образ того или иного персонажа и играть определённую роль;
-закреплять правила поведения в общественных местах и взаимоотношения со старшими;
-воспитывать доброжелательное отношение между детьми, интерес к общему замыслу, уважение друг к другу.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Сюжетно-ролевая игра
- Темочки
Предварительная работа:
Работа в группе:
-обыгрывание игровых ситуаций «Цирк», «Цирковое представление»;
-рассматривание иллюстраций о цирке, о профессиях цирка;
-беседы на тему «Цирковые профессии», «Однажды в цирке» (по личным впечатлениям детей);
-рассматривание иллюстраций «Цирк! Цирк! Цирк!»
-просмотр цирковых представлений Большого Московского цирка «Легенда», «Театра кошек Юрия Куклачёва», «Магия цирка»;
-знакомство с цирками других стран (канадский цирк «Дю Солей», китайский цирк «Райское шоу из Поднебесной»);
-подготовка артистов к представлению;
-рассматривание и изготовление циркового оборудования, изготовление костюмов и атрибутов, подбор музыкального материала;
-составление программы;
-изучение литературы.
Работа с родителями:
-предложить родителям сводить детей в цирк;
-рекомендовать к семейному чтению художественной литературы о цирке:
С. Я. Маршак «Цирк», Н. Капустюк «Буду клоуном», Я. Аким «Девочка и лев»;
-совместное рисование детей с родителями иллюстрации к «Песенке о цирке» В. Шаинского и М. Пляцковского в исполнении Олега Попова;
-помощь в изготовлении костюмов.
Ожидаемый результат: появление интереса к одному из видов искусств; приобретение детьми навыка игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре «Поездка в цирк»; дети получат удовольствие и почувствуют себя успешными.
Атрибуты: афиша, оборудование для имитации автобуса и арены, касса, бутафорские билеты, шарики, костюмы для артистов, наборы предметов для артистов, костюм для старушки, колокольчик, тумба, самокат, гармошка, картинки для стульев, искусственные цветы, музыкальная колонка.
Оформление групповой комнаты:
Группа поделена на игровые зоны, по которым перемещаются участники игры:
1. Автобус, построенный из детских стульев с имитацией кабины водителя;
2. Касса цирка;
3. Арена (канат, натянутый по кругу; стулья с наклеенными картинками поставлены полукругом в два ряда).
Ход сюжетно-ролевой игры:
Дети и воспитатель сидят на стульчиках и беседуют: «Ребята, вы знаете, как называется красивая картинка у меня в руках? (афиша) Эту афишу я обнаружила на двери нашей группы. В ней говорится о том, что сегодня в цирке состоится представление. Вы хотите отправиться в цирк? Я тоже очень хочу, ведь цирк любят не только дети, но и взрослые. Только вот беда! Мне позвонил директор цирка и сообщил, что все артисты заболели и выступать некому. Он просил нас помочь подменить его артистов. И мы с Лилией Арамаисовной решили на время отправить некоторых наших детей в цирк, чтобы представление состоялось. Вам интересно посмотреть на наших ребят, которые стали цирковыми артистами? Тогда отправляемся в путь.
А вот и наш автобус стоит, дожидается. Но в нём кого-то не хватает (водителя). Выбирается ребёнок на эту роль. Усаживаемся. Во время «поездки» ведётся разговор воспитателя с детьми:
Ребята, мы с вами отправляемся в цирк. А как вы думаете, существуют ли правила поведения, которые необходимо соблюдать в цирке? Давайте их вспомним. Цирк – это общественное место, можно ли там громко кричать и баловаться? (ответы детей) Вы правы, но зато в цирке можно аплодировать артистам, потому что это означает, что их выступление нам понравилось. А можно ли кушать во время представления? (ответы детей) Конечно, нельзя! Ведь мы можем замарать соседа и вообще это неуважение к артистам. А если вы вдруг во время представления захотели встать и погулять по цирку. Можно ли так делать? (ответы детей) Правильно! Ни в коем случае этого делать нельзя, потому что это помешает артистам и испортит представление. Ну, вот, вроде, и всё. К остановке подходит старушка. Заходит в автобус. Места свободного нет, она держится за поручни.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в автобус зашла старенькая бабушка, а места свободного нет. Ей тяжело стоять. Как мы можем помочь бабушке? (уступить место) Здравствуйте, бабушка. Вы тоже едете в цирк?
Бабушка: Да, я очень люблю цирк! И не пропускаю ни одного представления. А сегодня тем более. Я слышала, что артисты будут необычные.
Водитель: Внимание! Двери открываются. Остановка «Цирк». Если дети не догадаются помочь бабушке выйти, то воспитатель обращает на это внимание и побуждает детей к правильному действию.
Воспитатель: Какой большой и красивый цирк! Но как вы думаете, что нам необходимо приобрести, чтобы зайти внутрь? (билеты) Вот касса, а кассиром сегодня буду я, если вы не возражаете. Билеты буду давать не за деньги, а за добрые слова. Но что я вижу! Возле кассы образовалась какая-то толпа! Как нужно вставать в очередь? (друг за другом) Бабушка умышленно встаёт в конец очереди. Если дети не догадались пропустить её вперёд, то воспитатель обращает на это внимание и исправляет ситуацию наводящими вопросами. Обратите внимание: на билетах будет написан не номер вашего места, а нарисована картинка на тему «цирк». Точно такое же изображение вы найдёте на вашем сидении. Раздаются билеты, дети занимают свои места. Звенит звонок. Музыка. Выходит конферансье:
Конферансье: Внимание! Внимание! Начинаем цирковое представление! Приготовьте ваши ладошки для аплодисментов! Первым номером нашей программы выступает всемирно-известная дрессировщица (имя ребенка) с её умной собачкой Тузиком (выходит дрессировщица, «собачка» выполняет команды).
Конферансье: А сейчас перед вами появится царь тайги медведь Потап! Просьба с мест не вставать! (дрессировщица подаёт «медведю» команды, он их выполняет) Аплодисменты.
Конферансье: А теперь следующий номер нашей программы! Силовое шоу! На арене силач (имя ребёнка! (упражнения с гирями, сгибание трубы, рвёт цепь, отжимается) Крики «Браво!» Аплодисменты.
Конферансье: Кто лучше всех может поднять настроение? Конечно, клоун. На арене клоун Клёпа! Встречайте! (показывает несложные трюки) Аплодисменты.
Конферансье: А теперь встречайте очаровательных гимнасток, покоривших весь мир (имена детей! (выполняют танец с лентами) Аплодисменты.
Конферансье: Уважаемая публика! Сейчас вас удивит и порадует чудесами фокусница (имя ребенка! (фокусы с различными предметами) Аплодисменты.
С места поднимается старушка: Ребята, я никак не могла усидеть на месте и хочу вам сказать, что давным-давно, когда я была ещё молодая, то тоже работала в цирке и была фокусницей. Кое-что мои руки ещё помнят. Хотите, я вам покажу фокусы? (дети соглашаются) Тогда я приглашаю в зал артистов, пусть на время и они станут зрителями («артисты» занимают места на стульчиках) Старушка показывает фокусы. Аплодисменты с криком «Браво».
Конферансье: Наше представление подошло к концу. Мы надеемся, что вы остались довольны нашими номерами. Приглашаем на арену артистов нашего цирка! Под «Песенку о цирке» В. Шаинского и М. Пляцковского в исполнении Олега Попова выходят все артисты, проходят по кругу, кланяются, зрители дарят цветы. До новых встреч!
Воспитатель: Бабушка, давайте мы вас проводим до автобуса!
Старушка: Вы знаете, ребята, я, наверное, останусь в цирке и поработаю фокусницей. А вы обязательно приходите на мои представления.
Воспитатель: Отправляемся в обратный путь, в наш детский сад. Водитель и дети занимают места в «автобусе». Во время «поездки» воспитатель ведёт разговор: Ребята, вам понравилось играть в цирк? Какой цирковой номер вам запомнился больше всего? Как вы думаете: профессия циркача сложная? А вы знаете, что означает слово «Браво», которое мы с вами кричали? (ответы детей) Как вы думаете: мы выручили директора цирка? (ответы детей).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Давайте позовём наших артистов, и я вам кое-что расскажу (все дети садятся на стульчики).
Ребята, вы заметили, какой формы была арена в нашем цирке? (круглая) А знаете, почему она именно круглая, а не квадратная, например? Сейчас вы это узнаете. Первый цирк появился давно в Италии. Он был огромным. Туда мог поместиться целый город людей! Этот цирк был без крыши, под открытым небом. И в нём выступали только наездники на лошадях. Площадка, по которой лошади скакали, была круглой, чтобы было удобно бегать, не натыкаясь на углы. Вот с тех пор все арены, или их ещё называют манежи, стали делать круглыми. Когда-то арену посыпали сухой красной глиной, но от неё было слишком много пыли. Теперь манежи застилают мягкой резиной. И его размер стал гораздо меньше, чем в Итальянском цирке, 13 метров. Размер манежа во всех цирках мира одинаковый, поэтому циркачам привычно выступать на арене цирка в любой стране. Как вы думаете, у артистов цирка есть свой профессиональный праздник? (ответ детей) Есть, его отмечают в апреле. К этому празднику артисты готовят новые номера, посещают детские дома и больницы, чтобы подарить улыбку и положительные эмоции тем, кто находится в трудной ситуации. Давайте пожелаем цирковым артистам и нам:
Пусть цирк живет,
Нам всем на радость.
И вызывает восхищенье.
Мы ждём со сказкой
Новой встречи
И на арене представление!
Вот мы с вами и поиграли в игру «Поездка в цирк». Всем достались роли, и все отлично с ними справились. Мы с вами ещё не раз отправимся в цирк!
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Виноградова Н. А. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. М. : Айрис Пресс, 2008.
3. Драгунский В. Ю. «Не хуже вас, цирковых»: Сборник «Денискины рассказы». М., 1988.
4. Ильчук Н. П. Хрестоматия: Для детей старшего дошкольного возраста Разноцветные капельки: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. М. : ООО «Издательство АСТ», 1999.
5. Маршак С. Я. Стихотворение «Цирк». М. : Художественная литература, 1968.
6. Пляцковский М. С. Чудо - песенки: Тексты песен для чтения взрослыми детям. М. : «Самовар», 2003.
7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М. : ТЦ Сфера, 2003.
8. Шульжик В. В. «Фунтик в цирке», М. : Дрофа Плюс, 2003.
