Лира Рожина
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе
МБДОУ Токуминский детский сад
МО «Верхоянский район» РС (Якутия)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Рожина Лира Сергеевна
Токума 2020
Добрый день. Тема доклада «Сюжетно-ролевая игра” как средство развития коммуниктивной готовности дошкольников к обучению к школе.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить, что игровая деятельность (игра) является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, формирующим все вышеуказанные составляющие дошкольного образования, а сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, Сергей Леонидович Рубинштейн (советский психолог и философ) подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Тем самым сюжетно – ролевая игра выступает как средство развития коммуникативной способности дошкольников.
Цель: Определение влияния сюжетно-ролевой игры на процесс коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения вышеуказанной цели ставились следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Разработать перспективный план сюжетно-ролевых игр по коммуникативной готовности старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностику определения уровня коммуникативного развития дошкольников.
4. Провести пилотажное исследование в ДОУ
5. Разработать методические рекомендации для педагогов.
Новизна и практическая значимость исследования состоят в подборе тематики сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию коммуникативной готовности дошкольников к обучению к школе.
Коммуникация - принятый в исследованиях термин, которым обозначают операционные системы, повседневно обеспечивающие единство и преемственность человеческой деятельности.
Следовательно, коммуникативная готовность к обучению в школе представляет собой уровень развития умений и навыков общения с людьми ребенка шести-семилетнего возраста, достаточный для начала успешного обучения ребенка в школе
Необходимо отметить, что сюжетно – ролевая игра выступает как средство развития коммуникативной способности дошкольников, поскольку эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми и со сверстниками.
В ходе исследования на базе МБДОУ Токуминский детский сад Верхоянский улус Республики Саха (Якутия) была проведена диагностика коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе. В исследовании приняли участие воспитанники старшей возрастной группы, в количестве 10 человек (5 девочек, 5 мальчиков) в возрасте о т 5 до 6 лет.
Для исследования использованы следующие методики:
1. «Лабиринт» Е. Е. Кравцова.
Цель: выявление общей характеристики и установление возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками.
2. «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцова.
Цель:выявление уровня сформированности контекстного общения со взрослыми у детей 6 -7 летнего возраста.
3. «Выбор форм общения» М. И. Лисина.
Цель:выявление ведущей формы общения ребёнка со взрослым.
4. «Беседа о школе» Т. А. Нежнова.
Цель:выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника» и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
Диагностика коммуникативной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста выявила следующее:
1. у 40 % детей низкий уровень общения и сотрудничества со сверстниками, а именно они не видят действий партнера, нет никакого согласования действий. У остальных 60 % уровень общения и сотрудничества со сверстниками варьируется от среднего до устойчивого.
Таким образом, большинство детей готовы к «школьной жизни» в части общения и взаимодействия со сверстниками.
2. Увеличение среднего количества верных ответов и времени работы свидетельствуют о том, что, поняв правила игры, дети становятся более внимательными, следовательно, улучшается уровень контекстного общения со взрослым.
В целом, уровень контекстного общения детей старшей возрастной группы МБДОУ Токуминский детский сад Верхоянский улус Республики Саха (Якутия) со взрослым можно оценить как среднее, поскольку среднее количество верных ответов составляет 17, что является неплохим результатом.
3. Диагностика показала, что 50 % детей выбрали внеситутаивно – личностное общение, что характерно для ребенка старшего дошкольного возраста (предпочтение другим видам деятельности, нежели игре).
4. Диагностика выявила, что из 10 детей только у одного ребенка 0 уровень (отрицательное отношение к школе и поступлению в школу). В целом, преобладание 2 уровня (возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности) являются показателем готовности детей к школе.
По результатам диагностики в старшей возрастной группы МБДОУ Токуминский детский сад Верхоянский улус Республики Саха (Якутия) можно сделать следующие выводы:
1. Коммуникативная готовность детей к школе положительная : дети хорошо вступают в контакт со взрослым, взаимодействуют между собой;
2. В группе проявляется готовность к школе как желание учиться, умение слушать и понимать задания;
3. Вместе с тем, требуется дополнительная работа по развитию коммуникативных умений с некоторыми детьми в целях их подготовки к школе.
Кроме того, в целях улучшения условий для коммуникативного развития детей дошкольного возраста нами разработан перспективный план организации сюжетно-ролевых игр для детей старшей возрастной группы. В перспективный план сюжетно-ролевых игр включены следующие сюжетно – ролевые игры :
1. Игра «В лесу»;
2. Игра «Служба спасения»;
3. Игра «Экологи»;
4. Игра «Олимпиада»;
5. Игра «Цирк»;
По результатам проведения сюжетно – ролевых игр и наблюдения за их ходом нами выработаны следующие рекомендации по проведению сюжетно – ролевых игр :
1. определить лишь тему игры в общем виде;
2. воспитывать у детей интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей;
3. продумывать систему взаимосвязанных между собой занятий с использованием разнообразных методов и приёмов;
4. способствовать развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
5. совместно с детьми играть;
6. привлекать в ход игры родителей к изготовлению и оформлению атрибутов;
7. развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, и в заключении хотелось бы отметить, что в сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативной готовности дошкольников к обучению к школе и развития навыков общения в целом.
Также нами предлагается составленная нами методическое пособие «Повышаем коммуникативную готовность дошкольников к обучению в школе через сюжетно-ролевые игры»
Где нами для воспитателей предлагается диагностики, перспективный план, методические рекомендации.