Елена Корелова
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования мужественности и чувства ответственности у мальчиков 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования мужественности и чувства ответственности у мальчиков 4–5 лет
Возрождение ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами выступают актуальными проблемами, как в житейском опыте человека, так и в научных исследованиях современного общества.
Формирование в мальчике будущего мужчину – одна из главных задач воспитания, которая формирует не просто человека, гражданина, а будущего мужа, отца.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования мужественности и чувства ответственности у мальчиков 4–5 лет» размещена в разделах
Б. В. Ничипоров считает, что воспитание мальчиков в любой стране – краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, будет зависеть вся судьба нашей страны. Когда будет ответ на вопрос, какую роль в обществе должен играть мужчина и какими качествами он должен обладать, тогда легче будет ответить на вопрос, как воспитывать мальчиков.
В своем исследовании мы опирались на психолого-педагогические исследования по проблеме полоролевой социализации (И. С. Кона, В. Е. Кагана, Л. И. Столярчук, Т. А. Репиной и других); основой явилась теория игры, как ведущей деятельности дошкольников (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Шмакова); теоретические идеи полоролевого воспитания, определившие необходимость учета в воспитании личности полоролевой дифференциации (В. В. Абраменкова, В. Е. Каган); теория полового воспитания детей как составляющего процесса нравственного воспитания (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган); теории нравственного воспитания детей разного пола, раскрывшие принципы, подходы, методы воспитания мальчиков (Т. А. Репина, Н. К. Ледовских).
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования (И. С. Кон, Н. К. Ледовских, Л. И. Столярчук, Т. А. Репина, В. В. Абраменкова, и другие) выяснили, что до сих пор остаётся нерешенным вопрос о содержании понятия «мужественность», применительно к дошкольному возрасту, неясна природа и сущность полоролевых ценностей, их место в содержании воспитания.
Мужественность является собирательной, обобщающей характеристикой личности, это главное качество настоящего мужчины. Мужественность - это фундамент характера мальчика.
В. В. Абраменкова отмечает, что при формировании мужественности следует обратить внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности.
В целом, обобщая изученную психолого-педагогическую литературу, можно выделить следующие черты мужественности : способность защищать, способность принимать решения, способность отвечать за каждое из них.
Основными признаками человека, обладающего мужественностью как чертой характера являются: надежность; последовательность; предсказуемость поступков; постоянство привычек и занятий; приверженность системе, нормам, принципам; объективность оценок, независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий; прямолинейность в высказываниях; бескомпромиссность; реалистичность; практичность; владение ручными навыками; высокая степень выживаемости и приспособляемости; хорошие физические данные: сила, развитость органов чувств; лидерские задатки; уверенность в словах и поступках; склонность к расширению деятельности и контактов.
Дошкольный возраст, особенно период 4-5 лет очень важен для воспитания будущего мужчины. В этот период формируется характер мальчика : это будет будущий глава семьи, защитник, опора для близких или же это будет неуверенный, робкий, безответственный человек. Значимое влияние на закрепление мужских стереотипов в поведении оказывает общение со сверстниками.
И. С. Кон определяет, что в этом возрасте идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Важным компонентом самосознания является осознание ребенком себя как представителя определенного пола. В этом периоде должно появляться стойкое представление «Я - мальчик», осознанное понимание норм поведения, поляризация ролей в соответствии с половой принадлежностью в сюжетно-ролевых играх.
Е. О. Смирнова концентрирует внимание на том, что возраст 4-5 лет является расцветом сюжетно-ролевой игры, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что мальчики пяти лет начинают играть в «войну», «пограничников», «солдат», «космонавтов» и прочие мальчишеские сюжетно-ролевые игры. Когда мальчик подражает пограничникам, он передает в игре свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства : ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно выполнено. Такие игры воспитывают, как говорят исследователи «мужественность».
Целью нашего исследования стало изучение особенностей проявления качеств мужественности у мальчиков 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
В ходе исследования использовались методы выявления качеств мужественности у детей дошкольного возраста: метод наблюдения за сюжетно-ролевой игрой в группе (В. А. Дергунская, А. Н. Харчевникова); наблюдение и беседа в течение игры-ситуации (Т. А. Репина); тестовое задание «Выбор игрушки» (Т. А. Репина).
Проведя диагностическое исследование в группе мальчиков 4-5 лет, мы определили, что для большинства детей (40%) характерен средний и (45%) низкий уровень полоролевой идентичности, (проявлений элементов мужественности в сюжетно-ролевых играх).
Анализ полученных в ходе эксперимента данных позволил сделать вывод о том, что у мальчиков 4 - 5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры выявляются проблемы в стойком представлении «Я - мальчик», осознанном понимании норм мужского поведения, качеств мужественности, поляризации ролей в соответствии с половой принадлежностью в сюжетно-ролевых играх. Дети испытывающие проблемы в проявлении качеств мужественности, затруднялись в определении мужских игр, игр с элементами мужественности и не могли подобрать соответствующие предметы для игры.
В результате констатирующего эксперимента мы предполагаем, что эффективность процесса формирования основ мужественности у мальчиков среднего возраста определяется созданием следующих психолого-педагогических условий:
- формирование представлений о полоролевом поведении мальчиков в обществе и семье, культурных эталонах мужественности;
- обогащение представлений о мужских качествах при знакомстве с мужской профессиональной деятельностью;
- формирование эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли;
- подбор игр направленных на формирование качеств мужественности мальчиков дошкольного возраста;
- обогащение предметно-игровой среды с учетом включения игрового материала, отражающего предпочтение мальчиков в игре;
- системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей сюжетно-ролевой игры для закрепления позитивных стереотипов мужественности.
О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность типа поведения. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Основная роль в этом отводится сюжетно-ролевой игре, как ведущей на этом возрастном этапе.
Согласно В. А. Деркунской, А. Н. Харчевниковой, наше исследование будет включать три этапа:
Первый этап – организационный.
Шаг 1 - определить игровые интересы и предпочтения, игровые умения мальчиков 4-5лет (беседа с ребенком, наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков);
Шаг 2 - Отбор оптимальных игровых сюжетов для формирования качеств мужественности у мальчиков 4-5 лет.
- Технические и общественные сюжеты : «Солдаты», «Летчики», «Ремонт машин», «Строители», «Спасатели», «Моряки», «Защитники леса» и т. д.
- Игровые сюжеты, заимствованные из телепередач (мультфильма, кинофильма) : «Летучий корабль», «Пираты», «Машина времени», «Поиск сокровищ», «Роботы», «Супергерои» и так далее.
Шаг 3 - организация предметно-игровой среды для развития игровой деятельности мальчиков 4-5 года жизни.
Второй этап – совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
Шаг 1 – развитие ролевых связей у мальчиков в игровых ситуациях. Воспитатель как партнер по игре предлагает детям основные роли, а сам берет второстепенную. По ходу игры вводит новые сюжетные события, требующие логичной и необходимой смены его роли, включения новых ролевых связей. Воспитатель через смену мужских ролей, которые он исполняет и вводит дополнительно в игру, развивает у детей способы мужского поведения, умение договариваться, вести ролевой диалог, разрешать конфликты.
Шаг 2 – развитие ролевого взаимодействия детей в разнообразных ситуациях игрового взаимодействия. Воспитатель предлагает различные структуры сюжетов для мальчиков, стимулирующих гибкое ролевое поведение, смену ролей. У мальчиков формирует положительный опыт разрешения конфликтов (умение договориться, уступать и т. д., умения длительно вести многоперсонажный диалог, использовать разные типы игровых отношений.
Шаг 3 – развитие умений комбинировать сюжеты, импровизационных умений посредством игровых приемов. Воспитатель использует сюжетные импровизации героического характера, приключенческого содержания, отражающие сюжеты современных телепередач, творческие изобретения. Через игровое содержание вызывается интерес и желание к согласованному распределению ролей для совместного построения сюжета игры. Предлагает содержание игры, включающее в себя приключенческие захватывающие события, ситуации успеха, победы, проблемы технического, профессионального характера.
Третий этап – самостоятельная игровая деятельность. Игровую позицию воспитателя характеризуют косвенные приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, при необходимости – включения игрового взаимодействия.
Заложенные на первых ступенях взросления основы мужественности позволят мальчикам в будущем безболезненно социализироваться в обществе.
Педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра дошкольников способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта соответствующего мужского или женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.