Вера Александровна Полякова
Сюжетно-ролевая игра «Кафе-мороженое»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Кафе мороженого»
Предлагаем Вашему вниманию проект "Кафе мороженого" по становлению позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Проект - есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У. Х. Килпатрик).
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Кафе-мороженое“» размещена в разделах
- Кафе, кухня. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мороженое. Все на тему мороженого
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Был реализован педагогический проект по развитию сюжетно - ролевой игры "Кафе мороженого", целью которого являлось развитие позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к посещению общественно значимых мест;
2. Заинтересовать детей и их родителей в участии в совместном проекте "Кафе мороженого";
3. Организовать через совместную деятельность образовательные ситуации, направленные на осуществление поставленной цели;
4. Провести презентацию сюжетно - ролевой игры "Кафе мороженого", в результате реализации проекта.
Проект включал следующие этапы:
Мотивационно - целевой этап: "Интересные места в городе для посещения с родителями и друзьями";
Содержательно - деятельностный этап: "Что можно узнать и услышать в кафе?»;
Результативный этап: "Открытие кафе мороженого для ВСЕХ".
Работа на первом этапе была направлена на развитие у детей интереса к посещению общественно – значимых мест с родителями: кафе, кинотеатр, музей и др. Это требовало развития следующих умений у детей:
• формулировать проблему о необходимости знаний интересных событий в городе;
• распределять обязанности между детьми в группе по проведению собраний "Где мы были в выходные? Что нового узнали?";
• выполнять как обязанности ведущего собрания (с подробным составлением плана будущей беседы в виде схем - картинок) так и обязанности активного слушателя (задавать вопросы, вступать в диалог).
Дети самостоятельно собирались и обсуждали интересные места в городе из личного опыта, вели альбом, в котором собирали планы проведения собраний в виде картинок.
Перед воспитателем стояли следующие задачи:
*Способствовать развитию у детей желания самостоятельно организовывать собрания в группе о необходимости прогулок по городу;
* Формировать умения активно включаться в беседу по картинкам с изображениями родного города «Санкт – Петербурга».
*Организовать просмотр видео – презентаций «Куда можно пойти с родителями и друзьями в выходные?».
Для активизации творчества детей и развития интереса к сюжетно - ролевой игре использовалось игровое упражнение "Письмо в детский сад №2 (вторая площадка нашего ДОУ)".
Предполагалось, что написание письма поставит детей перед необходимостью решить проблемы с поиском мест в городе для проведения времени с пользой и интересом. "Здравствуйте, ребята. Мы хотим рассказать вам, как мы узнали куда можно сходить с родителями и друзьями в выходные. Мы решили попросить родителей помочь нам: ходили в разные интересные места в городе (театр, музей, зимний каток, цирк и др.). Приносили в группу фотографии и рассказывали друг другу, рисовали картинки. Всем нам очень понравилось, что в цирке, в театре, на катке есть кафе и решили поиграть в кафе у нас в группе.
Расскажем, как мы открыли наше кафе.
Мы все очень любим мороженое и поэтому наше кафе так и назвали «Кафе мороженого», приготовили рабочие места для сотрудников кафе.
И начали игру: наш директор кафе помогал нам распределять обязанности сотрудников кафе, официант – принимал заказы от гостей кафе, продавец мороженого – отдавал официанту готовые заказы, а гости – с удовольствием беседовали с друг другом, пока ждали своих заказов.
Нам очень понравилось играть. А как вы играете в группе? Напишите нам. Ждем от вас писем и фотографий об игре!".
После чтения письма проводилась беседа, в ходе которой задавались вопросы:
* понравилось ли вам, как дети придумали способ узнать интересные места в городе?
* как вы думаете, можно ли разговаривать во время еды? Почему дети в письме рассказывают об интересных беседах в кафе?
*Какие правила поведения необходимо знать и соблюдать при посещении кафе?
Далее, детям было необходимо вместе с родителями оформить книжки - малышки "Как мы проводим выходные?".
Второй этап был связан с организацией образовательных ситуаций, знакомящих детей с работой сотрудников кафе : директор, официант, продавец мороженого, сотрудник охраны, уборщик помещения, гости кафе. Это потребовало развития у детей следующих умений:
* подготовить самостоятельно рабочее место;
* выразительно передавать роль;
* формулировать вопросы об интересных местах в городе и давать на них ответы;
Перед воспитателем на данном этапе стояли следующие задачи:
- обогащать представления детей о работе сотрудников кафе;
- формировать у детей умения воспроизводить отношения "официант – гость кафе"; «сотрудник кафе – директор», «сотрудник охраны – гость кафе».
- способствовать проявлению у детей уважительного отношения к труду взрослых;
- развивать умение здороваться, прощаться и быть внимательным к гостям и сотрудникам кафе;
- формировать умение вести диалог;
- обогащать игровой сюжет;
- развивать игровой замысел;
- объединять мини игровые группы в общую игру.
Детям перед обыгрыванием ролей предлагалось изготовить книжки - малышки "кафе в городе".
Воспитатель в группе обыгрывал с детьми действия каждого сотрудника кафе отдельно. Каждый сотрудник выполнял определенные обязанности и следил за наличием необходимых материалов для осуществления деятельности:
Директор кафе :
Атрибуты: Трудовые книжки (изготовленные детьми, карандаш, блокнот.
Игровые обязанности:
*прием на работу сотрудников;
* контроль качественного выполнения игровых действий;
*обеспечение смены сотрудников через определенный промежуток времени (с целью предоставления возможности детям попробовать себя в разных игровых ролях).
Официант:
Атрибуты: меню, бланк - блокнот для записи заказов, чеки, карандаш, поднос.
Игровые обязанности:
*оформление – выдача заказов;
*расчет стоимости заказа;
*выдача чеков гостям;
*денежный расчет.
Продавец мороженого:
Атрибуты: шарики мороженого, стаканчики для мороженого; ложки для раскладывания мороженого.
Игровые обязанности:
* оформление заказа по бланку официанта;
*обеспечение порядка на рабочем месте.
Уборщик/ уборщица помещения
Атрибуты: салфетка для протирания столов, тазик, ведро, швабра.
Игровые обязанности:
*обеспечение чистоты столиков в кафе;
*уборка помещения кафе.
Сотрудник охраны
Атрибуты: монитор для ведения видеонаблюдения, клавиатура, блокноты, карандаш, печати.
Игровые обязанности:
*обеспечение контроля соблюдения правил поведения в кафе;
*ведение видеонаблюдения;
*контроль выдачи денег в банкомате.
Все сотрудники кафе внимательно следили за соблюдением правил поведения, правильностью оформления документации, были доброжелательными.
Особое внимание уделялось умению детей вести диалоги, решать проблемные ситуации в ходе игры.
Таким образом, в результате проведения второго этапа, дети:
1. приобрели опыт общения в различных ситуациях при посещении социально значимого объекта "Кафе»;
2. обогатили знания по теме «Интересные места в моем городе»;
3. столкнулись с множеством проблемных ситуаций, в которых каждый получил свой социальный опыт.
Третий этап был направлен на презентацию знаний и умений, полученных на втором этапе в процессе организации сюжетно - ролевой игры "Кафе", совместно с родителями, детьми других групп. Детям необходимо было расставить атрибуты для игры и самостоятельно подготовить рабочее место.
Данный этап предполагал развитие следующих умений у детей:
выполнение социальных ролей в процессе общения: "официант – гость кафе"; «сотрудник кафе – директор», «сотрудник охраны – гость кафе»;
демонстрация приобретенных знаний по теме «Интересные места моего города»;
ведение диалога со сверстниками и родителями.
Перед воспитателем стояли следующие задачи:
* организация предметно развивающей среды "Кафе мороженого";
* приглашение родителей для совместной сюжетно - ролевой игры "Кафе мороженого";
* оформление в раздевалке выставки детских работ "Кафе", и книжек - малышек «Как мы проводим выходные».
Таким образом, о позитивной социализации свидетельствовало:
* наличие у детей стремления попробовать себя в разных ролях;
* нарастание самостоятельности в различных социально - значимых ситуациях в "Кафе мороженого";
* оригинальность игровых сюжетов;
* развитие желания делиться опытом с родителями и детьми из другой группы.
Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует, по мнению О. В. Солнцевой, гибкой тактики руководства игрой, где позиция педагога постепенно меняется: педагог - партнер педагог - помощник педагог - наблюдатель.
В итоге организации третьего этапа проекта, все участники: родители, дети, педагоги получили массу положительных эмоций и каждый приобрел свой личный социальный опыт.