Светлана Курганская
Сюрпризы на праздничных утренниках
▼ Скачать + Заказать документы
Своеобразным итогом учебно-воспитательной работы с детьми являются утренники. Они служат источником радостных эмоций. Большой творческий труд, интересные замыслы вкладывают музыкальные работники, воспитатели в создание детских утренников. «Программа воспитания в детском саду» рекомендует строить праздники на основе художественной самодеятельности детей, которая является результатом всей планомерной воспитательной работы. Она включает в себя пение, пляски, чтение стихов, игру на музыкальных инструментах, инсценировки, веселые игры, шутки, загадки. Кроме того, в программу утренников входят выступления взрослых– сольное хоровое пение, сольные и групповые танцы, показ кукольного театра, фокусов и т. п.
Публикация «Сюрпризы на праздничных утренниках» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В репертуаре детского сада имеется много любимых детьми песен, игр, плясок и сценок, которые можно назвать «долгожителями». Они составляют золотой фонд музыкального воспитания дошкольников. Многие педагоги включают в праздничную программу музыкальные произведения по желанию детей, а также игры и танцы с элементами творчества самих детей.
Большое место на празднике занимает прикладное искусство (оформление помещения, орнамент, вышивка, цветы, костюмы – национальные, карнавальные; образцы птиц, животных и др.). Основным содержанием праздника являются знакомые и хорошо усвоенные детьми музыкальные произведения. Они исполняются непринужденно и выразительно, вызывают радостные чувства и дают возможность глубже воспринять идею праздника.
Некоторые рассматривают сюрприз как эффективный номер, завершающий праздничную программу. С этим мнением вряд ли можно согласиться, так как оно снижает воспитательное значение сюрприза. «СЮРПРИЗ», как известно, слово французское. Дословно оно означает «НЕОЖИДАННОСТЬ», «НОВОСТЬ». Вот такие неожиданности в ходе праздника, элементы новизны, различные варианты хорошо знакомого детям содержания делают праздничную программу интересной и увлекательной.
То, что приготовлено детьми или взрослыми в виде сюрприза, должно сохраняться детьми строго в секрете – это содействует воспитанию у них выдержки, силы, воли.
Участие старших ребят в некоторых сюрпризных моментах на праздниках у малышей очень желательно – это способствует развитию у старших добрых чувств к малышам, заботливости и отзывчивости. Старшие дети могут показать несложный кукольный спектакль, инсценировать небольшую сказочку, поставить танец Снегурочки со снежинками или Снегурочки с Дедом Морозом и т. д. Подготовляя праздничную программу, обдумывая сюрпризы для детей, желательно, чтобы не весь материал был полностью придуман взрослыми.
Следует будить в детях творческую мысль, фантазию, вызывать у них радость и удовлетворение от затраченного труда. Дети могут принять посильное участие в оформлении помещения, поделке некоторых деталей, костюмов и т. д. Это касается главным образом детей подготовительной и в меньшей степени старшей группы.
На празднике все для детей должно дышать радостью открытия. Хорошо знакомые и любимые песни, стихотворения, игры (сценки, инсценировки, аттракционы); танцы и хороводы, исполняемые детьми, должны приобрести на самом празднике какую-либо новизну, неожиданность, сюрпризность.
А вот как была проведена на этом же празднике знакомая всем игра «ОСЕНЬ СПРОСИМ». Ведущий предложил детям встать в круг и спросил их: «КАКОЕ СЕЙЧАС ВРЕМЯ ГОДА?». Дети ответили: «ОСЕНЬ». Ведущий продекламировал стихи Н. Найденовой:
1. В поле широкое, 2. С чем к нам, ребята,
В сад, в огород Пожалует осень?
С подарками вкусными Давайте про это
Осень идет. У осени спросим.
Дети услышали стихотворение впервые. Воспринятое на празднике из уст воспитательницы, оно было принято маленькими слушателями с особым интересом.
По окончании стихотворения появилась девочка, наряженная в костюм осени: на ее голове венок из осенних листьев, на платье желтые листья. Девочка вбежала в круг и сказала: «Я ЗДЕСЬ».
После этого начался диалог между детьми и осенью. После слов «Дождику вы рады?» дети отвечали: «Не хотим, не надо!». Прибежал мальчик в костюме дождика: шапочка его была из прозрачного целлофана с мелко нарезанной бахромой, в руках он держал пучок нарезанного целлофана. «Дождик» сказал:
«Кто под дождик попадет,
Тот сейчас домой пойдет!»
Началась игра с ловлей. Кого «дождик» намочил (дотронулся, тот убегал на свое место сушиться. Стихи про осень, впервые прочитанные воспитательницей, образы природы – «Осени» и «Дождя», исполненные детьми в красочных костюмах, внесли в игру элементы сюрпризности, сделали ее художественной и выразительной. Ребята играли с большим увлечением.
Яркое и праздничное оформление – это новый сюрпризный момент. Он вызывает у детей неподдельный восторг.
В программу утренника в соответствии с темой праздника включаются стихи. Наиболее правильно, когда стихотворения читают не одни и те же дети. В таком случае у одних ребят не будет развиваться самомнение, а у других – неуверенность в своих силах и даже зависть к тем, кто выступает часто. Два – три стихотворения можно разучить с отдельными детьми, секретно от остальных.
Много сюрпризности вкладывают педагоги при поднесении малышам подарков на празднике. На Новогоднем празднике это делает Дед Мороз, который наделен большими «полномочиями» и возможностями: он и затейник, и волшебник. У Деда Мороза есть и хорошие помощники – Снегурочка, лесные звери и другие участники Новогоднего праздника.
Дед Мороз вносит большую книгу. Обложка на ней из толстого картона или из тонкой фанеры, сбоку выпуклый согнутый корешок книги. На обложке сказочные персонажи и надпись: «Сказки». Позади обложки белая марлевая раздвижная занавесочка.
Дед Мороз: Я принес вам книгу,
Новую, чудесную,
Очень интересную.
Покажу сейчас, хотите?
Повнимательней смотрите!
Я обложку открываю,
И картинка…оживает.
Людмила Михайлова.
Из книги выходят герои сказок. Дети показывают небольшие фрагменты из трех сказок: «Доктор Айболит», «Красная Шапочка», «Три поросенка». В заключении из книги может выйти сам Дед Мороз с подарками в мешке за спиной. Все герои, выходящие из книги, исполняют что-либо: поют или читают стихотворение, весело пляшут.
Лесные звери, которые являются постоянными гостями и активными участниками на празднике новогодней елки, также приносят что-нибудь неожиданное, забавное. Вот прискакала белочка, она держит в лапах орех, приговаривая:
Мой орех не простой,
Он внутри не пустой,
Расколю пополам…
Угадайте, что там?
Людмила Михайлова
Дети дают ответы.
Из ореха высыпаются какие-нибудь предметы, с которыми дети играют или танцуют. Например, платочки для пляски, ленточки для игры «Возьми ленту» и т. д. Музыка, игры и танцы ребятам хорошо знакомы.
А вот что принесла лисичка детям. Лиса вбегает с коробком.
Лиса: Принесла вам угощенье:
Ни конфеты, ни печенье…
(Дети дают ответы)
Коробок открою,
Покажу какое.
Открывается коробок, он заполнен золотыми и серебряными елочными рыбками.
Посмотрите фокус мой!
Вот какой!
Закрывает и поворачивает коробок в руках несколько раз, снова открывает крышку – коробок пуст.
Были рыбки?
Рыбок нет!
Оглядывается по сторонам, как бы ища рыбок, и обращается к Деду Морозу:
У тебя в кармане, Дед!
Людмила Михайлова
Дед очень удивлен, он смотрит в одном и другом карманах, оттуда сыплются рыбки. Вот как была проведена сюрпризная раздача подарков : Дед Мороз забыл принести детям подарки на Новогодний праздник. Ведущий обеспокоен этим, но Дед Мороз не унывает и просит малышей не огорчаться– «подарки будут».
Он собирает детей к елке и показывает мешочек с елочными иголками. «Эти иголки не простые, а волшебные. Я буду говорить слова и бросать иголки, а вы же смотрите на елку и повторяйте за мной то, что я буду говорить».
В зале гаснет свет, Дед Мороз говорит тихо: «Станьте иголки подарками с елки!» и бросает горсть иголок на елку. Эти слова он произносит три раза, с каждым разом громче, затем в зале зажигается свет, и Дед Мороз объявляет: «Теперь бегите к своим стульчикам, там каждого из вас ждет новогодний подарок».
В то время когда Мороз бросает иголки и произносит свои волшебные слова, сосредоточив на этом внимание детей, воспитатели неслышно раскладывают в темноте мешочке. Для того чтобы делать все незаметно, группа родителей может встать полукругом позади детей.
Такое преподнесение подарков для детей совершенно неожиданно и приятно. Не только Дед Мороз делает сюрпризы. Дети со своей стороны тоже радуют и удивляют его своими выдумками. Мальчик подходит к дедушке Морозу и говорит:
Дедушка! На минутку отвернись.
Для тебя у нас сюрприз.
Скажем: все готово!
Повернись к нам снова!
В то время, когда Дед Мороз отвернется, дети быстро вынимают из-под стульев музыкальные инструменты (цитры и металлофоны) и кладут их себе на колени. После слов: «Повернись к нам снова» - дедушка поворачивается и видит перед собой оркестр. Дети играют для Деда Мороза русские народные мелодии «Во саду ли» и «Полянку». Дед Мороз со Снегурочкой исполняют в сопровождении оркестра русский танец.
А вот совсем простой сюрприз с использованием традиционного каравая. В заключении праздника гости и дети собираются в хоровод и поют:
Как на весенний праздник марта
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Поскорей поспевай.
Ведущий говорит: «Каравай еще не поспел». Хоровод повторяется. По окончании в круг вбегает девочка в русском костюме. В руках она держит поднос. На подносе красуется пышный каравай. Девочка низко кланяется и говорит:
С ПРАЗДНИКОМ ПОЗДРАВЛЯЮ,
КАРАВАЕМ УГОЩАЮ!
Ведущий приглашает детей к праздничному столу.