МААМ-картинки

Сущность понятия «адаптация детей к детскому саду»

Вдовина Ксения
Сущность понятия «адаптация детей к детскому саду»
▼ Скачать

1 Сущность понятия «адаптация» детей к детскому саду

Нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией[63].

Публикация «Сущность понятия „адаптация детей к детскому саду“» размещена в разделах

Термин «адаптация» происходит от латинского ad– «к»; aptus– «пригодный, удобный», adaрtatio – «приспособление» [17].

Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г. И. Царегородцева, возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие «адаптация», как общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения [35].

С точки зрения психологии, адаптация определяется как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза» [19].

В. Г. Крысько в «Словаре-справочнике по социальной психологии» даёт определение адаптации, по которой понимается «результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности…» [15].

История развития психологии показывает, что практически все основные психологические школы внесли свою лепту в исследование адаптации. Сущность, функции адаптации специфически рассматривались в рамках психоаналитического направления (Г. Гартманн, А. Фрейд, А. Адлер, необихевиоризма (Г. Айзенк, Р. Хэнки, интеракционизма (Л. Филлипс, когнитивной (Ж. Пиаже) и др.

В русле психоаналитического подхода проблема адаптации разрабатывалась на основе анализа защитных механизмов личности (3. Фрейда, А. Адлера). Например, Г. Гартманн, последователь А. Фрейд, отмечает, что интерес к проблеме адаптации возрос вследствие развития психологии Я, повышения общего интереса к личности и ее приспособления к условиям внешней реальности. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я», которая способствует нормальной адаптации и создаётся защитными механизмами личности [38].

В рамках бихевиоризма адаптация выступает как : 1) состояние, в котором наблюдается соотношение потребностей индивида и требований среды; 2) процесс, посредством которого достигается это гармоническое состояние. Адаптация как процесс и как результат, является следствием физических, социально-экономических или организационных изменений в групповом поведении, социальных отношениях или культуре. Внешние воздействия определяют результативность адаптационного процесса [38].

Сторонники интеракционисткого направления делают акцент на изучение другой стороны адаптации. Они относят адаптацию к хорошо организованным приемам или способам жизнедеятельности, которые позволяют человеку приспособиться к новой ситуации и справляться с типичными проблемами. Поэтому характеристиками адаптивного поведения рассматривается успешное принятие решений, ясное определение своего будущего, проявление инициативы. Так, Л. Филлипс полагает, что «в ходе адаптации организм приспосабливается к требованиям специфики ситуации. Для интеракционистов адаптивность проявляется в виде двух различных ответов на воздействие среды: в принятии и эффективном ответе на те социальные ожидания, с которыми человек встречается в соответствии со своими воззрениями; в гибкости, эффективности при встрече с новыми и потенциально опасными ситуациями; в способности придавать событиям желаемое для себя направление» [38].

Ж. Пиаже рассматривает адаптацию в виде двух взаимосвязанных операций: аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды). В целом адаптация представляет собой процесс приспособления организма к среде и достижения гармоничного равновесия с ней [33].

В психологических работах исследуются различные виды адаптации, свойственные определенной профессиональной, социокультурной сфере, особенностям деятельности человека. Явление адаптации в психологии рассматривается на различных уровнях: групповом и личностном, с позиции «человек – среда», с точки зрения социального окружения человека, взаимодействия и взаимопроникновения различных культурных общностей. Например, выделяют виды адаптации по характеру протекания (нормальная, девиантная, патологическая); по отнесенности к содержанию деятельности (адаптация в учебной, трудовой, игровой деятельности); по отношению к типу культуры (межкультурная, межэтническая адаптация) и т. д. [24].

Виды выделяются также в зависимости от длительности, сложности и направленности процесса приспособления, в отношении к индивидуальным или социальным психическим явлениям и т. д. Например, сенсорная адаптация означает приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Социальная адаптация означает процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды [11].

Проведенный анализ основных подходов к исследованию адаптации показал, что все они внесли свою лепту в изучение адаптации. Но в каждом подходе наблюдается своеобразное видение ее природы, функции, критериев успешности. Адаптация рассматривается как процесс или состояние (необихевиоризм, как адекватная продуктивная результативность (интеракционизм, как соотношение изменений среды и личности (психоанализ).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития[29].

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными, было выделено три степени тяжести прохождения адаптационного периода :

– легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

– тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма[23].

В период адаптации, дети нуждаются в помощи, способствующей сглаживанию данного периода. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению малыша к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.

В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

четкий режим дня; отсутствие родных рядом;

длительный контакт со сверстниками;

необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

особенности нового пространственно-предметного окружения [25].

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает :

преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

утрата навыков самообслуживания; нарушение сна;

снижение аппетита;

регрессия речи;

изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

снижение иммунитета и многочисленные заболевания[23].

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы.

Вторым фактором является возраст, в котором ребёнок поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно со взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь[2].

Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми[4].

Таким образом, в ходе нашего исследования под адаптацией мы будем понимать процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. При этом критерием адаптации служит достижение внутреннего комфорта (эмоциональной удовлетворенности) и внешняя адекватность поведения (способность легко взаимодействовать с окружающей средой). Состояние здоровья ребенка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного пребывания в них.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду» Группа «Росинка» вновь принимает малышей в стенах нашего детского сада "Солнышко". И вот как проходит адаптация: у всех по-разному. Кто-то.

Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» "Адаптация детей к детскому саду" Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду»Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому саду» Адаптация– это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто.

Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду»Консультация для родителей «Адаптация детей 1,5–3 лет к детскому саду» Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Проект «5 минут с психологом». Адаптация к детскому садуПроект «5 минут с психологом». Адаптация к детскому саду Адаптация к детскому саду относится к социальной адаптации и означает приспособление организма и психики ребенка к новым для него условиям.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность понятия «адаптация детей к детскому саду»
Опубликовано: 31 октября 2022 в 12:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность понятия «адаптация детей к детскому саду»» (включая файлы) размещена пользователем Вдовина Ксения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД