Елена Чугурова
Сущность педагогической компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В конце 1960 - начале 1970-х гг. в научно-методической литературе появляется термин «компетентностный подход в образовании», который употреблялся наравне со смежными ним понятиями – «профессионализм», «квалификация», «педагогическая культура», «педагогическая образованность», «компетенция». На современном этапе развития педагогической науки все еще не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».
Сложность заключается в синонимической близости понятий, но тем не менее их необходимо различать:
Публикация «Сущность педагогической компетентности родителей» размещена в разделах
Компетентность
– владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция
включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
В толковом словаре Д. И. Ушакова выделены различи: «компетентность» - осведомлённость, авторитетность; «компетенция» - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
С. Г. Вершловский и Ю. Н. Кулюткин рассматривают компетентность как характеристику личности, В. Ю. Кричевский - как реализацию функций; В. А. Сластенин - как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности; Л. И. Панарин - как личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения, как совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе.
М. А. Чошанов пишет о компетентности как совокупности трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления - способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.
Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что
компетентность
- это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела.
К существенным признакам компетентности относят:
1) уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);
2) диапазон и широта знаний и умений;
3) способность выполнять специальные задания;
4) способность рационально организовывать и планировать свою работу;
5) способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).
Г. М. Коджаспирова подчеркивает, что «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом», а «компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно, надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону, надо меняться самому, пробовать, искать - в общем, учиться».
А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей:
- открытость и доверительное отношение с детьми;
- контроль и координирование в развитии ребёнка;
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- последовательность в своих требованиях к детям (не требовать не- возможное);
- оптимистичность взаимоотношений в семье.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Отношение родителей к ребёнку можно представить в пяти видах:
1."Принятие – отвержение": в одно время родителю нравится ребёнок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему и стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы; в другое время родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.
2."Кооперация" : родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных, доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. [12,с 9]
3."Симбиоз": родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда. [12,с. 10]
4."Авторитарная гиперсоциализация": в родительском отношении отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5."Маленький неудачник": в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными, он представляется неприспособленным, не - успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. [12,с. 12]
Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребенком, часто компенсируется родительской гиперопекой, безальтернативными формами отношений взрослого и ребенка. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в семье. Чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания ближайшему окружению (дедушки, бабушки) или третьим лицам (няни, гувернантки) изменяет содержание и темп воспитательного процесса, принимает формы непостоянного, даже негативного или незапланированного воздействия. Результаты такого воспитания достаточно явно прослеживаются в поведении ребенка и проявляются у детей в форме серьезных акцентуаций, отсутствии необходимых мотивов, умений, знаний и навыков.
Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи, в связи с таким положением появился термин «Семьи группы риска», которые нуждаются в особой поддержке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнения учёных сводятся к тому, что
компетенция
- это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетентность можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие, подходящую для решения проблемы. Основной признак родительской компетентности – способность обеспечить позитивное направление когнитивного, эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Результат успешного развития личности ребёнка может быть только при тесном взаимодействии воспитателя и семьи, а так же от единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов.