Антонина Белкина
Роль «сухого плавания» в подготовке дошкольников к занятиям в бассейне
▼ Скачать + Заказать документы
Роль «сухого плавания» в подготовке дошкольников к занятиям в бассейне
МБДОУ № 23 города Пензы «Росиночка»
(из опыта работы инструктора по плаванию Марковец Л. А.)
Актуальность выбранной темы:
Важной формой оздоровительной работы в детском саду является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы, прежде всего, жизненной необходимостью.
Публикация «Роль „сухого плавания“ в подготовке дошкольников к занятиям в бассейне» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
На занятиях «сухого плавания» у воспитанников, благодаря поэтапному использованию специальных игр и упражнений, постепенно преодолеваются трудности и страхи перед водой. В результате таких занятий наши воспитанники безболезненно переходят к занятиям в бассейне, получая навыки и опыт по плаванию.
Ожидаемые результаты: Осознанное отношение ребенка к своему здоровью с детства. Снижение заболеваемости детей, укрепление организма Умение контролировать свое эмоциональное состояние при экстренной ситуации.
Свою работу начинаю со встречи с родителями воспитанников.
Рассказываю о правилах поведения и правилах гигиены детей в бассейне, обсуждаем важность выработки навыков: самостоятельно раздеваться, тщательно мыться и вытираться, пользоваться душем. Приглашаю родителей на практические занятия по освоению игр и упражнений на воде, которые можно провести в домашних условиях и наблюдать за успехами детей, посещая занятия в бассейне в любое время.
В детском саду и дома предлагаю родителям начать подготовительные упражнения : учить ребёнка погружать лицо или голову в тазик с водой или ванну. Естественно, делать это нужно безо всякого принуждения.
Правильное дыхание при выполнении упражнений – необходимое условие полноценного физического развития и здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.
Упражнения с тонизирующим эффектом.
1. Мобилизующее дыхание (Выдохнуть воздух из лёгких, затем сделать вдох. Задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличить фазу вдоха).
2. Замок (сидя, руки на коленях в положении «замок». Сделать вдох, одновременно поднять руки над головой ладонями вперёд. Задержка дыхания (2с., резкий выдох через рот, руки падают на колени).
Упражнения с успокаивающим эффектом.
1. «Воздушный шарик» (Все играющие стоят или сидят в кругу. Предлагаю детям надуть воображаемые шарики: «Вдохнуть, поднести «шарик» к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы, надувать его. Дуть осторожно, чтобы шарик не лопнул, затем показать шарики друг другу).
2. «Отдых» (стоя, ноги на ширину плеч. Сделать вдох,на выдохе наклониться, расслабить плечи и шею, голову и руки опустить к полу. Дышать глубоко, следить за дыхание. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут, затем выпрямиться).
Разминка на суше существенно снижает риск возникновения травм.
На занятиях «сухого плавания» значительное место отвожу общеразвиваю-
щим упражнениям. Парные упражнения позволяют поддержать у детей интерес к выполнению, формированию дружеских отношений, выполнению движений в общем темпе, синхронно с единой амплитудой и интенсивностью,
Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, обеспечивает эмоциональность занятий.
Основные критерии выбора игр для занятия :
1. Игры подбираю таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. В игре учитываю уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.
3. Любая игра является средством познания окружающего мира.
4. В тренировочном процессе игра служит средством регулирования физической и психической нагрузки.
5. В игре совершенствуются изученные ранее упражнения и элементы техники участники получают достаточную физическую нагрузку.
6. При проведении игры обеспечиваю постоянный контроль, вместе с детьми, осуществляем деление на команды, выбираем водящих.
Особый интерес у детей вызывают упражнения образно-игровой формы:
Упражнение «Морские фигуры», «Морской конек», «Дельфин», «Улитка». «Морской лев», «Медуза», способствуют развитию силы мышц, гибкости, развитию воображения и двигательной памяти, профилактики сколиоза.
Вторую часть занятия посвящаю знакомству детей с ОБЖ, достижениями спортсменов по плаванию России и Пензенской области.
На каждом занятии воспитанники узнают о достижениях Пензенских пловцов: Анастасии Зуевой, Сергея Фесикова, Романа Ларина - Олимпийских чемпионов по плаванию. Видеоматериалы позволяют многократно показывать, как отдельные элементы учебных вариантов техники, так и технику спортсменов высокой квалификации.
С большим вниманием следим за успехами воспитанника нашего детского сада Романа Голушко, который начал профессионально заниматься плаванием - имеет 1 взрослый разряд, выступает на соревнованиях Международного уровня. Воспитанники, изучая историю ДОУ, могут наблюдать динамику его спортивных достижений. Это стимулирует ребят заниматься плаванием.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше научится, тем лучше. Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависит от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации.
Список литературы:
1. Е. Ф. Купецкова «Здоровый дошкольник», Пенза, 2009 год.
2. А. В. Козлов «Плавание доступно всем», Лениздат, 1986 г.
3. Т. И. Осокина «Как научить детей плавать». - Москва, «Просвещение», 1985 г.
4. Т. А. Протченко, Ю. А. Семёнов «Обучение плаванию дошкольников и
младших школьников». Практическое пособие. Методика. Айрис пресс.
Москва-2003 г.
5. В. Велитченко «Как научиться плавать». Москва - 2000 г.
6. Осокина Т. Н. и др. Обучение плаванию в детском саду : Кн. Для
воспитателей детского сада и родителей. — М. : Просвещение, 2001. М.
Айрис-пресс, 2003.
7. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству,
эксплуатации и качество воды. Контроль качества. Санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 – 03.
8 Н. Н. Кардамонов. «Плавание лечение и спорт»