Пяткова Елена Викторовна
Консультация для молодых специалистов — музыкальных руководителей и педагогов ДОУ
▼ Скачать
Структура и содержание музыкального занятия
Структура и содержание музыкального занятия в ДОУ.
Консультация для молодых специалистов (музыкальных руководителей и педагогов ДОУ)
Подготовила музыкальный руководитель высшей категории Пяткова Е. В.
Публикация «Консультация для молодых специалистов — музыкальных руководителей и педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Целью художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании является воспитание в детях способности воспринимать и понимать произведения различных видов искусства: словесного, изобразительного и музыкального. А основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.
Музыкальное развитие в ДОУ осуществляется через образовательную деятельность. Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности.
От форм организации образовательной деятельности зависит успешность обучения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального развития в детском саду.
Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю в каждой возрастной группе, в музыкальном зале или оборудованном кабинете. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.
Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:
• младшие группы — 15 минут
• средняя группа — 20 минут
• старшая группа — 25 минут
• подготовительная группа — 30 минут
Музыкальные занятия бывают фронтальные (проводятся со всей группой детей); индивидуальные и по подгруппам (проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка).
По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические и комплексные.
Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:
1. Слушание
2. Пение
3. Музыкально-ритмические движения
4. Игра на музыкальных инструментах (творчество)
В целом структура музыкального занятия может выглядеть так:
Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развивать танцевальные навыки, разучивать простые танцевальные движения.
Основная часть занятия:
a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
б) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
в) Музыкально-дидактические игры. Задача: познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
Заключительная часть занятия: игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.
С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.
Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.
Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.