Наталья Соколова
Страничка педагога-психолога на сайте дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Публикую пример одной из моих страничек на сайте
Уважаемые родители!
Продолжаем наше общение. Надо отметить, что оно уже не односторонее: некоторые мамы и папы пишут мне на электроный адрес.
Тема сегодняшней странички – эмоциональная разрядка.
1. Практическое задание.
1) Понаблюдайте за ребёнком. Как он проявляет эмоции? Что он делает, когда сердится, когда боится чего-либо или кого-либо, когда радуется? Что вы чувствуете, когда ваш ребёнок кричит, выражая своё недовольство или громко хохочет? Вас это раздражает, беспокоит, вы сердитесь? (запишите ваши чувства)
Публикация «Страничка педагога-психолога на сайте дошкольного учреждения» размещена в разделах
2) Как вы сами выражаете свои чувства? Когда чувствуете себя обиженным, когда рассержены, когда вам страшно. ?
3) Как в вашей родительской семье относились к проявлению вами ярких эмоций? Что вам говорили при этом? Как это сказалось в вашей жизни?
2. Немного теории. Если прерывается естественный ход эмоциональной разрядки, неразряженные чувства могут вытесниться (они как бы загоняются внутрь) и в дальнейшем стать причиной так называемого дистрессового поведения (когда действиями человека руководят неотреагированные, неразряженные чувства). Пример. Ребёнок, впервые пришедший в детский сад, может плакать, просить оставить его дома. Если взрослые упрекают его за такую реакцию: «Ты уже большой! (ему 3 года) Большие не плачут (неправда: плачут)». Или запугивают: «Все будут смеяться над таким плаксой!» (снова неправда: не все будут смеяться). А иногда взрослые сами чуть не плачут, и ребёнок, видя их реакцию, страдает ещё больше. Во всех этих случаях малыш может скрывать свои чувства, подавлять их. Проходит время, и взрослый уже мужчина говорит: «Я всегда плохо чувствую себя в новом помещении с новыми людьми, в новой компании» (слова «всегда» и «никогда» показывают на то, что здесь может быть дистресс). Для человека гораздо лучше, когда чувства разряжаются. Что делать, если ребёнок плачет, придя в группу? Принять его разрядку. Не успокаивать его, не жалеть, а понять и принять его состояние и чувства. Обязательно скажите малышу, что вы его любите и сегодня придёте за ним. Передайте сына или дочь педагогу, который, приняв разрядку вашего ребёнка, отвлечёт его, предложит игрушку, возьмёт на руки или посадит на колени. Как только ребёнок почувствует себя в безопасности, он перестанет плакать. (Об адаптации я писала на самой первой страничке). Важно: разрядка должна быть обязательно безопасной для себя и для других! Если сразу после психотравмирующего события невозможно разрядить чувства, надо сделать это позже, когда это станет безопасным. Некоторым детям (особенно гиперактивным) полезно разряжать гнев, который накапливается у них в течение дня (обязательно будет страничка о гиперактивных детях)
3. Вот некоторые способы безопасной разрядки гнева.
1). Громкое пение (хорошо бы где-нибудь в лесу, в поле или в другом безлюдном месте. а можно, наоборот, там, где все поют: в строю, на демонстрации: например, в честь нашей Победы)
2). Постучать, забить что-нибудь.
3). Пускать мыльные пузыри, выдувать воздух через трубочку, катая бумажные шарики по столу.
4). Побить грушу боксёрскую или куклу "Бо-бо" (без лица, не похожую на человека)
5). Разорвать в клочья старую наволочку или газету.
6). Поиграть в игру "Два медведя" (взрослый и ребёнок встают на четвереньки, упираются правыми плечами и утробно рычат, напирая друг на друга (при этом усилия взрослого должны быть на 90% от усилий ребёнка: тогда гнев ребёнка разрядиться)
7). Любые игры соревновательного характера (даже лото) помогают разрядить агрессию ребёнка, если усилия взрослого (повторяю, потому что это очень важно) будут на 90 % от усилий ребёнка.
Ребёнку старшего возраста рассказать о разрядке и учить его осознанно канализировать гнев, называть свои чувства.