Кононенко
Стопотерапия как средство развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кононенко Наталья Александровна,
инструктор фзк,
МБДОУ «Детский сад№7 «Теремок», г. Майкоп
Стопотерапия, как средство физического развития детей в детском саду
Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным. Но, к сожалению, состояние здоровья детей в наше время имеет тенденцию к ухудшению, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом индекс здоровья снижается и, уже среди воспитанников детских садов врачи выявляют хронические заболевания. Это – и неправильная осанка, и различные нарушения опорно–двигательного аппарата и многие другие заболевания. Большое влияние на формирование осанки ребёнка оказывает состояние его стоп. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Публикация «Стопотерапия как средство развития детей» размещена в разделах
Здоровье детей в современном обществе считается актуальной и глобальной темой. Только здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в раннем дошкольном возрасте закладывается основной фундамент здоровья ребёнка, а так же его физического развития.
Фундаментом здоровья человека считается стопа, поскольку она выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется все многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушения строения и функции стопы приводит к развитию различных заболеваний, однако чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия.
Основной из целей физической культуры в дошкольном учреждении является развитие и совершенствование двигательных навыков, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, так как уплотнение свода стопы вызывает болезненные симптомы, быструю утомляемость и боли в ногах, приводит к возникновению различных заболеваний. Начинать профилактическую работу необходимо как можно раньше. Основная причина плоскостопия - слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы.
На сегодняшний день такой вид заболевания как плоскостопие или склонность к нему у детей дошкольного возраста широко распространён и является одним из самых актуальных вопросов здоровья. Проблемой является недостаточность развития физических навыков у детей раннего дошкольного возраста. Это связано с малоподвижным образом жизни детей, со средой обитания, в которой мы все живем. По научным медицинским исследованиям отмечено, что уже при рождении многие дети имеют отклонения в здоровье, с каждым годом количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата растёт, полностью здоровых детей практически нет.
Основной целью физической культуры в дошкольном учреждении является развитие двигательных навыков, а так же их совершенствование, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, так как уплотнение свода стопы вызывает болезненные симптомы у ребёнка, он быстро утомляется, может испытывать неприятные ощущения в ногах. Всё это может привести к развитию и возникновению различных заболеваний.
Технологию «Стопотерапия» я взяла для того, чтобы развить координацию движений у детей дошкольного возраста, а так же для профилактики плоскостопия стопы.
Одной из причиной плоскостопия является слабый мышечно-связочный аппарат тазобедренного, голеностопного, коленного суставов, а также самой стопы из-за избыточного веса, длительной ходьбы или наоборот из-за малоподвижного образа жизни.
Ещё одной причиной уплощения стопы может является неправильная обувь, необходимо обращать внимание на то, в какой обуви ребенок проводит день в детском саду, на улице, в какой обуви ходит на занятия физическими упражнениями. Обувь необходимо подбирать индивидуально с учётом особенностей ребёнка.
«Стопотерапия» включает в себя несколько видов: игры и упражнения для профилактики плоскостопия; вибрационный массаж; босохождение, ортопедическая обувь, коррегирующие стельки в обуви ребёнка; массаж и самомассаж стоп.
Массаж и самомассаж стоп имеет преимущества перед остальными методами, он очень прост в применении, доступен для любого возраста так же для его использования не требуется особых условий и обладает большим оздоровительным потенциалом для сохранения и укрепления здоровья детей.
При массаже и самомассаже стоп происходит активное воздействие на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, на активные точки, которые расположены на стопе и отвечают за весь организм в целом. В результате происходит укрепление стопы и всего организма.
Начинать работу по профилактике плоскостопия необходимо как можно раньше. В процессе занятий у ребёнка повышается выносливость стопы к нагрузкам, укрепляются мышцы, отвечающие за поддержание свода стопы, укрепляются суставы, в целом улучшается кровообращение, укрепляются нижние конечности.
Занятия «стопотерапией» в младшем дошкольном возрасте проводятся 2 раза в неделю, по 10–15 минут, как правило на месяц берётся один комплекс и отрабатывается. Перед занятиями делаются упражнения на разогревание конечностей, используются элементы дыхательной и пальчиковой гимнастики. Упражнения проводятся в игровой форме, возможно под спокойную и умеренную музыку, по сюжету, подражанию птиц и зверей.
Для применения «стопотерапии» изготавливается оборудование с применением подручного материала, в том числе природного: мягкие набивные мячи, камешки, шишки, пробки, мешочки с песком, коврики различной жёсткости, различные палочки, карандаши, пуговицы, крупы: крупная фасоль, горох; маленькие мячи. Все это позволяет изготовить разнообразные «дорожки здоровья».
По «дорожке здоровья» дети проходят друг за другом, босиком 2–3 раза. Ходьба может быть прямо, боком, на носках, на пятках, с поворотом вокруг себя, с упражнениями для рук, в чередовании с прыжками. При ходьбе следует чётко следить за осанкой детей, за качеством выполнения заданий, учить детей точно наступать на следы, предметы, выполнять ходьбу в умеренном темпе.
Когда мы раскладываем коврики для занятий, то при этом учитываем чередование разных покрытий, например: мягкий коврик – игольчатое покрытие – следы – дорожка с мелкими предметами – ребристая доска. Во время ходьбы полезно выполнять дыхательные упражнения, сопровождать ходьбу игровым текстом или под ритмичную музыку.
«Стопотерапию» мы используем не только во время занятий, после дневного сна, но и в течение всего дня (на физкультминутках, в подвижных играх). Так же можно заниматься такими упражнениями во время утренней гимнастики и во время спортивно-оздоровительных кружков; можно брать отдельные элементы по запросу детей.
Упражнения и игры, в которых мы используем элементы «стопотерапии» нужно чередовать, что бы у детей не пропадал интерес, стараться подключить фантазию и изобретательность, чтобы превратить это в игру. «Стопотерапия» является универсальным и эффективным оздоровительным методом для здоровьясбережения ребят дошкольного возраста. Регулярные занятия способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, улучшению психофизического состояния всего организма, укреплению иммунной системы. На занятиях «стопотерапией» ребёнок испытывает радость и удовольствие!