Елена Чужайкина
Опыт работы «Стимулирование речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время у детей остро стоит проблема речевого развития. Поэтому очень важно развивать активную, коммуникативную речь.
Публикация «Опыт работы „Стимулирование речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
В своей работе мы формируем речь детей в процессе разнообразной деятельности: бытовой, игровой, образовательной. В течение всего дня с детьми разговариваем обо всем, что попадает в поле их зрения и вызывает интерес.
Когда знакомим детей с новым объектом мы его внимательно рассматриваем, говорим как он называется. Многократно повторяем новое слово или фразу. Но при этом важен, чтобы повторение не носило принудительного характера, а предлагаем в контексте интересной для детей деятельности.
Если слово незнакомо ребенку, мы его сочетаем со знакомыми словами. Объясняем происхождения слова, оно должно быть понятно для детей. Например, читая сказку «Теремок», мы объясняем, почему лягушка – квакушка? Поэтому, что она «говорит» ква – ква.
Для обогащения и уточнения словаря используем метод, называемый «инструкция к действию» (принеси мне красную машину; положи куклу на кресло). С его помощью детей учим ориентироваться в окружении, понимать названия предметов и действий. Ответные действия детей показывают, что они понимают суть задания, хотя в активной речи это еще не нашло отражения. Поэтому обязательно после выполнения поручения мы спрашиваем у ребенка, что он принес, где взял, куда ходил и т. д.
Вопросы детям задаем для активации словаря. О предметах спрашиваем как в простой форме (кто? что, так и в более сложной (во что одета девочка? Чем она рисует? На чем она сидит).
Также для активации словаря используем дидактические игры и упражнения, которые предполагаем для употребления слов, относящихся к разным частям речи. При проведении таких упражнений используем различные предметы, игрушки и картинки.
Изображения на картинках могут быть разные: отдельные предметы, действия с предметами, сюжетные. Картинки рассматриваем детально, чтобы повысить интерес к изображенному. В результате у детей формируется умение повторять слова за воспитателем, а также высказывать свои суждения самостоятельно.
В развитии речи детей раннего возраста особое место занимают потешки, песенки, стихи. При их чтении дети повторяют звукоподражания, сопровождают их движениями. Немаловажную роль играют русские народные сказки, сказки отечественных и зарубежных писателей. Причем наибольший эффект достигается когда рассказ сопровождается показом фигурок настольного театра или демонстрируется на фланелеграфе.
При повторении знакомых сказок используем прием договаривания, т. е. им вопрос ( например: захотела кошка кушать. Пошла кошка к девочке. Девочка дала ей что? Ответ детей : молока).
Реализация задач по воспитанию звуковой культуры речи осуществляем в ходе дидактических игр и упражнений. Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с ласных звуков (а, о, и, у) и проводится в несколько этапов – сначала дети произносят изолированный звук, а уже затем несложные звукосочетания. При этом звук или звукосочетание хорошо связывать с определенным образом (тук – тук, стучит молоточек; га – га – га, кричит гусь.
Для развития речевого дыхания используем комплексы дыхательной гимнастики, а также можно предложить детям подуть на различные предметы – повешенные на ниточке снежинки, листочки, на кораблики в воде, на султанчики.
Работу по развитию речи проводим и в режимные моменты. С помощью речи дети учатся держать ложку, мыть руки, вытирать их насухо. В итоге дети воспринимают большое количество слов, начинают понимать их содержание, а уже на фоне понимания формируется активная речь.
В раннем детстве между развитием речи и самостоятельной игрой детей имеется тесная связь. В процессе совершенствования игры совершенствуется и речь. Играя, общаясь со сверстниками, дети активно пользуются речью. И необходимо в эти моменты целенаправленно влиять на развитие речи ребенка : нужно задавать вопросы по ходу игры (например, что ты построил из кубиков, кто там будет жить и т. д.). Если ребенок затрудняется в употреблении слов, нужно ему помочь – дать название всех игрушек, организовать игру, чтобы усвоение языка не было затруднено.