Лариса Солопова
Стихосложение как одна из разновидностей детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из разновидностей речевого творчества, которое мы используем в своей практике, является стихосложение. Наша программа предусматривает придумывание детьми загадок, сказок, небылиц. Но детям также нравится сочинять небольшие стихотворения. Для них это просто игра со словами. Дошкольники придумывают веселые и смешные стишки. И нет ни одного четверостишья, которое бы повторялось. Как правило, эти стихотворения состоят из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется с предидущими. Всю работу мы длим на три этапа.
Публикация «Стихосложение как одна из разновидностей детского творчества» размещена в разделах
Первый, подготовительный, этап - идет работа над словом. Детям предлагаются картинки определенного содержания, и дается задание найти рифмованную пару.
Второй этап – это подбор определений. Дети, используя опорные картинки, подбирают слова-признаки.
Следующий этап в работе, когда педагог дает определенную инструкцию, и дети должны ее строго соблюдать. Далее начинается работа с лесенкой. Это алгоритм для последовательного составления рифмованного текста. Дети, опираясь на алгоритм, начинают сочинять стишки. Лесенка, с которой работают дети, построена следующим образом:
верхняя ступенька определяет - «жил был кто?»
следующая ступенька- был похож на что или на кого»
следующая ступенька «что делал?»
спускаемся ниже- «с кем общался?»
последняя ступенька содержит вывод.
В своей работе мы используем разного вида лесенки. Дети могут как подниматься так и спускаться. Мы изменяем начало стихотворения, используя следующие инструкции: придумай четверостишье, которое начинается так: «как -то раз», «если бы», «что было бы».
Например: Если бы карандаш был смелым,
То был бы он и умелым.
Что было бы,если бы карандаш был смелым?
Мне кажется, был бы тогда он умелым.
В процессе составления стихотворных текстов мы учим детей использовать только литературные слова и не повторятся.
Мы убеждены, что наш педагогический опыт способствует развитию творческого потенциала детей и педагогов.