Любимова Людмила Станиславовна
Значение игры для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры для детей
Любимова Людмила Станиславовна
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, возникают основные психические новообразования. Эти важнейшие качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Публикация «Значение игры для детей» размещена в разделах
В последнее время дети в детских садах стали меньше и хуже играть, режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа и это время воспитатель стремятся заполнить спокойными занятиями, объясняя это тем, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Отсутствие игры в дошкольном возрасте отрицательно отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, но они исходят из вне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У многих из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять предметы, игрушки, которые будут обогащать конкретный запас слов, развивать их язык.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык д. д.
Список используемой литературы:
1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997
2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И. В. - М., 1999
3. Филичёва Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. –
Екатеринбург,1996.