Анна Коваленко
Зачем дошкольнику так много играть?
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем дошкольникам так много играть?
Игра – огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – искра, зажигающая огонек любознательности. Мало кто из нас оспорит эту идею - сейчас она кажется «общим местом», однако результаты исследования распорядка дня в детском саду, да и мы сами, коллеги, можем подтвердить обратное. Время для игры часто выделяются по «остаточному принципу», а наша фраза «А сейчас идите поиграйте», чаще всего звучит как будто идите отдохните перед следующим занятием, и длится чаще всего 10-20 минутный перерыв. При этом нами руководят благие намерения, ведь мы хотим сделать ситуацию в детском саду более образовательно насыщенной для детей, и образование связываем прежде всего с занятиями. То есть время для игр сокращается до минимума. А ведь образовательная ценность игры очень велика.
Публикация «Зачем дошкольнику так много играть?» размещена в разделах
Ув. коллеги, хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о свободной игре, а не об использовании игры в дид. целях. Безусловно, игровые моменты в обучении дошкольников важны, но это лишь - дидактический прием, инициированный взрослым для повышения интереса детей. А свободная игра – инициативная активность детей в среде, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Именно в такой игре ребенок имеет свободу входа и выдоха, он осознает и реализует свой выбор, проигрывает важные для себя смыслы.
В начале игровой «карьеры» дошкольник манипулирует с предметами, потом использует предметы - заместители, появляется символическая игра, простые сюжеты и лишь потом зарождается режиссёрская игра на высшем уровне. Важно, что в такой игре у детей развивается понимание своих чувств и мыслей, умение встать на позицию другого.
Еще один очень важный вид игры - образная игра, в этой игре ребенок примеряет на себя образы разных персонажей. Это важный переход от индивидуальной режиссёрской игры к коллективной сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно - ролевая игра по праву считается вершиной в развитии игровой деятельности. Ребенок проигрывает сюжет, погружается в роль. Осваивает культурные нормы, учится справляться с эмоциями. Это первый опыт авторского действия, которое так важно для становления личности.
Далее следуют, игры с правилами, они появляются в старшем дошкольном возрасте и связаны с особенностями развития воображения старших дошкольников. Играющий ребенок уже может оторваться от предметной ситуации, при этом на первый план выходят правила, которые ее задают. Здесь принципиально важно, чтобы дети сами придумывали правила игры, становясь их субъектами. Ведь если ребенок может придумать игру с правилами, это означает, что ребенок владеет этим содержанием и может занимать управляющую позицию в игре. Этот факт особенно ярко иллюстрирует значимость игр с правилами для формирования психологической готовности к школе. Однако стоит отметить один очень важный момент: использовать тот или иной вид игры для обучения (как форму) можно лишь тогда, когда ребенок овладел этим видом игры как деятельностью, иными словами, научился играть.
Т. к слишком раннее введение игр с правилами (причем установленными взрослым, например, на занятиях в младших группах, может разрушить игру.
В игре ребенок рефлексирует, осмысляет свой опыт, в частности все то, что происходит в детском саду. Ведь если дети переносят содержание темы в свою игру, это означает, что эта тема стала для них настоящим эмоционально значимым событием. И в этом смысле игра даёт бесценную обратную связь взрослому, позволяет увидеть, что волнует и интересует детей, что они освоили и включили в свой опыт, а что осталось непонятым. Все это очень важно для выстраивания дальнейшего образовательного процесса, основанного на детских вопросах и интересах.
В работе с дошкольниками также необходимо помнить, что новообразования появляются именно в развитой игре, соответствующей возможностям возраста. Но проведённые исследования показали, что у большинства современных детей старшего дошкольного возраста низкий уровень развития игры: дети не умеют разворачивать длительный и интересный сюжет, часто игры стереотипные и короткие. Именно поэтому взрослые порой и не видят развивающего потенциала детской свободной активности. Но также не стоит забывать, что одна из причин стереотипности — бедная игровая среда.
Особенно в современных условиях, когда субкультура игры реже передается от старших детей младшим: ведь часто в семье растет один ребенок, группы разновозрастных детей становятся редкостью. Вот и получается, что для возникновения у детей развитой игры, в которой и могут появиться ценные новообразования, в детском саду необходимо создавать специальные условия.
А сейчас мы посмотрим «Какие условия необходимы для развитой игры»
Во-первых, достаточное время — не менее 1-1,5 часа в день, причем не урывками, а целиком: исследования показали, что только для разворачивания полноценной игры необходимо не менее 20 минут.
Во-вторых, у детей должна быть возможность обустроить пространство таким образом, чтобы оно не мешало остальным.
В-третьих, игровые материалы должны 6ыть полифункциональными, что позволяет превращать их в ходе игры в самые разные объекты.
В-четвертых, важна игровая компетентность взрослого. Воспитателю важно понимать, когда его включение излишне, игра разворачиваете, сама, а когда оно было бы уместно, чтобы помочь детям сделать игр, более увлекательной. Дети иногда обращаются к взрослому, приглашают его включиться в игру, даже предлагают роль. Чтобы не разрушить детскую игру, взрослому нужно воображение - умение придумывать подхватывать и разворачивать сюжет: эмоциональная выразительность, умение подыграть, перевоплотиться; чувствительность к партнеру, коммуникативная чуткость, чтобы не превратить детей в зрителей.
В-пятых, создание разновозрастных сообществ детей. Именно в них происходит естественная трансляция игровой культуры. В детском саду можно организовать походы в гости в другие группы, а также совместные прогулки, где старшие и младшие дети могут общаться и играть вместе Если условия для игры не создаются, игра остается примитивной (дети р ют изо дня в день в одно н то же, не внося вариаций) и мало влияет на развитие детей.