Ирина Малышева
Экологическое воспитание детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В данном издании рассказывается о значении экологического воспитания детей 5-6 лет. Рассматриваются вопросы, формы, а также способы привития любви к живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Экологическое воспитание детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Почему у детей необходимо формировать бережное отношение к природе? Неужели нельзя обойтись без этого, ведь человек — вершина эволюции и хозяин планеты, имеет право обустраивать мир по своему желанию. Так ли это?
Термин «экология» (нем. kologie) в 1866 году ввёл немецкий биолог Э. Г. Геккель. В книге «Общая морфология организмов» он писал об экологии как о науке, изучающей взаимоотношения живой и неживой природы[8]. В 1896 году вышел немецкий «Учебник экологической географии растений : введение в знания о растительных сообществах»[9].
Американский зоолог С. А. Форбс[англ. ] в 1895 году определил экологию как науку об отношениях животных и растений к другим живым существам и ко всему их окружающему. Частичными или полными синонимами понятия «экология» были «этология» (определённая И. Жоффруа Сент-Илером как науку о взаимоотношениях организмов в семье и сообществе, и «гексикология» (англ. hexicology, которую Сент-Джордж Джексон Миварт в 1894 году определил как науку о взаимоотношениях организмов и окружающей среды[10]. Во второй половине века были введены в обиход также понятия «биосфера» (Э. Зюсс, 1875) и «биоценоз» (К. А. Мёбиус, 1877)[11].
А. Тенсли в 1935 году ввёл термин «экосистема», а В. Н. Сукачёв 5 лет спустя — термин «биогеоценоз»[2].
Экология – не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы» – Человек так относился к своему месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье. Экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения. Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру. В конце ХХ века появился термин – экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет [4, с. 12].
Что же такое экологическое воспитание дошкольника?
• Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, воспиятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения;
• Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого;
• Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее;
• Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку;
• Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы;
• Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе;
• Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек.
Какова важность экологического воспитания для развития личности ребенка?
Во-первых, экологическое воспитание помогает детям развивать чувство ответственности. Когда дети понимают, что их действия могут повлиять на окружающую среду, они начинают проявлять более заботливое и ответственное поведение. Это включает в себя более экономичное использование ресурсов, уменьшение количества отходов и использование экологически чистых материалов.
Во-вторых, экологическое воспитание помогает детям понимать взаимосвязь между животными, растениями и окружающей средой. Дети, которые понимают, как функционирует экосистема, начинают проявлять больший интерес к природе и становятся более заинтересованными в ее сохранении. Они также могут проявлять большую заботу о животных и растениях и участвовать в различных программах по их защите.
В-третьих, экологическое воспитание помогает детям развивать творческое мышление и предпринимательские навыки. Решение экологических проблем требует креативного и инновационного подхода, что стимулирует детей находить новые способы решения проблем. Они могут стать предпринимателями, которые занимаются разработкой экологически чистых технологий или продуктов, что помогает создавать более здоровую и устойчивую будущую экономику.
В-четвертых, экологическое воспитание помогает детям развивать уважение к окружающей среде и культурным традициям. Это включает в себя уважение к местным экосистемам, к местным обычаям и традициям, которые могут быть связаны с охраной окружающей среды. Например, многие культуры имеют обряды, связанные с почитанием природы и животных, и понимание этих традиций может помочь детям уважать и беречь окружающую среду. Это также помогает детям понимать, что мы все живем вместе на одной планете и что мы все в ответе за ее благосостояние.
В последнее время в социальных сетях нередко появляются сообщения о проявлениях жестокости по отношению к животным и людям. Все это – последствия упущений в воспитании, отсутствие нравственного отношения к природе, не сформировавшейся способности к сопереживанию. Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры – дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру. Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания – личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если при этом отец не считает зазорным пнуть кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора – слова окажутся бессмысленными. В садике может быть отличный живой уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей воспитатель прогонит камнями случайно забредшую на игровую площадку дворнягу. К сожалению, многие родители и педагоги не уделяют достаточного внимания экологии личности своих детей. В итоге может сформироваться человек с деформированными представлениями о нравственности, морали, гуманности и ответственности за условия обитания всего человечества.
Ребенок растет, развивается, постепенно познает мир. Все интересное ему хочется не просто увидеть, но и взять в руки, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.
Родителям необходимо учить ребенка наблюдать за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг – защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать. Ребенок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота, распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей – тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.
Экологическое воспитание – это относительно новое, инновационное направление, подразумевающее формирование у дошкольников сознательно бережного отношения к окружающему миру. Главная цель программы по экологическому воспитанию дошкольников – рациональное использование существующих природных ресурсов, способствование сохранности исчезающих видов растений и животных, заповедных зон и предотвращение появления глобальных экологических катастроф.
Родители, задумываясь о том, как привить ребенку любовь к природе, к Родине, к труду и общественным делам, должны уделять много времени этим вопросам, а также самостоятельно изучать различные методики образования (например, учебное пособие по экологическому воспитанию дошкольников С. Н. Николаевой) [3, с. 54].
План экологического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях должен быть основан на следующих нормативно-правовых документах:
- действующий закон РФ «Об образовании»;
- ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»;
- образовательный стандарт для дошкольных образовательных учреждений (ФГОС ДО) [6, с. 24].
Познавательная методика экологического воспитания дошкольников в прошлом была основана на знакомстве малышей с объектами природы, в рамках которой воспитанники, в соответствии с их возрастной категорией, изучали внешний вид и отличительные признаки определенных животных и растений. Сегодня же экологическое развитие дошкольников подразумевает не только устное описание живых и неживых природных объектов, но и изучение взаимосвязей, существующих в природе (как живые существа и растения зависят друг от друга, как характер человека зависит от места проживания, почему нельзя допускать вырубку лесов и т. д.). Подробное познание взаимосвязей природы и явлений формирует в сознании малышей полную картину окружающего мира, а также понимание того, что ничего лишнего в природе не существует.
Задачи инновационного экологического воспитания дошкольников :
- в соответствии с возрастом детей излагать им достоверную информацию об окружающем мире;
- прививать любовь к труду, уходу за растениями и животными;
- развивать творческие способности и обращать внимание на эстетические формы прекрасного в природе и искусстве (на красивые пейзажи, картины и фотографии известных художников, уделять внимание художественному описанию объектов природы и т. д.);
- пополнять словарный запас, обучать детей правильно и красиво рассказывать о том, что они видят вокруг себя [9, с. 25].
Экологическое воспитание старших дошкольников на сегодняшний день становится все более актуальным — изменение климата, вырубка лесов, загрязнение водоемов – все это неизбежно ведет к техногенным катастрофам мирового масштаба. Воспитывать в детях любовь к природе сегодня, значит, сохранить природные ресурсы и жизнь всего человечества в будущем.
Воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется родителями и частными (или муниципальными) дошкольными учреждениями. Особое влияние на развитие личностных качеств и отношение дошкольника к окружающему миру оказывает игровая деятельность, с помощью которой взрослые на своем примере могут показать, как правильно поступить в тех или иных ситуациях (например, родители могут продемонстрировать ребенку то, что нужно выкидывать фантики от конфет в урну, сортировать мусор дома или как красиво обустроить клумбы у дома и т. д.). Существуют следующие формы экологического воспитания дошкольников – практическая (в парке, в лесу, у озера или на ферме) и теоретическая – изучение с помощью книг и игр.
Дети в старшем дошкольном возрасте очень любопытны, хорошо запоминают что можно делать, а что нельзя, их интересуют многие факторы. Родители (опекуны, братья или сестры, воспитатели могут наглядно познакомить дошкольника с окружающим его миром – рассказывать ему об особенностях живой и неживой природы (например, показывать и называть какие деревья и цветы растут у дома, какими бывают домашние и дикие животные, чем море отличается от реки и т. п.) [5, с. 61].
Хороший способ привить ребенку любовь к природе – подарить ему домашнее животное или посадить с ним растение (дерево). Наблюдая и ухаживая за живым существом или растением, ребенок учится заботиться и оберегать то, что ему дорого. Привлекая внимание ребенка к деталям, подробно описывая растения или повадки животного, собирая гербарий, можно выработать у дошкольника интерес к углубленному изучению окружающего мира. Красота естественной природы может вызвать у детей старшего дошкольного возраста очень глубокие впечатления, что в свою очередь ведет к формированию любви к родной природе и Родине в целом.
Экологические воспитание детей старшего дошкольного возраста через практику имеет хороший результат только в том случае, если родители также правильно воспитаны и бережно относятся к природе в ДОО.
Литература
1. Грецов, В. Г. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы дошкольниками : учеб. пособие / В. Г. Грецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Педагогика, 2018. – 239 с.
2. Дробышевский, А. Ф. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для вузов / А. Ф. Дробышевский, С. А. Сафронок. – М. : Академия, 2016. – 132 с.
3. Мусатов, Л. Я. Литературное образование дошкольников : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. Я. Мусатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2018. – 346 с.
4. Николаева, С. Н. Введение в педагогическую деятельность: учебник / С. Н. Николаева. – М. : Директ-Медиа, 2017. – 112 с.
5. Николаева, С. Н. Экологическое образование : учебник / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2016. – 133 с.
6. Носкова, А. И. Современный ребенок: семья плюс детский сад. : в 2 ч. Ч. 2. / А. И. Носкова. – Екатеринбург: Изд-во ГЮА, 2017. – 97 с.
7. Петяева, Д. Ф. Экологическое образование и воспитание : учебник / Д. Ф. Петяев. – М. : Академия, 2018. – 352 с.
8. Плохий, З. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями : учеб. пособие / З. П. Плохий, В. Н. Востриков, С. А. Щеглов. – М. : Эксмо – пресс, 2017. – 114 с.
9. Павленко, М. А. Психология и педагогика: учебник / М. А. Павленко. – М. : Академия, 2018. – 342 с.