Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей 5–6 лет

Ирина Малышева
Экологическое воспитание детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация.

В данном издании рассказывается о значении экологического воспитания детей 5-6 лет. Рассматриваются вопросы, формы, а также способы привития любви к живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Экологическое воспитание детей 5–6 лет» размещена в разделах

Почему у детей необходимо формировать бережное отношение к природе? Неужели нельзя обойтись без этого, ведь человек — вершина эволюции и хозяин планеты, имеет право обустраивать мир по своему желанию. Так ли это?

Термин «экология» (нем. kologie) в 1866 году ввёл немецкий биолог Э. Г. Геккель. В книге «Общая морфология организмов» он писал об экологии как о науке, изучающей взаимоотношения живой и неживой природы[8]. В 1896 году вышел немецкий «Учебник экологической географии растений : введение в знания о растительных сообществах»[9].

Американский зоолог С. А. Форбс[англ. ] в 1895 году определил экологию как науку об отношениях животных и растений к другим живым существам и ко всему их окружающему. Частичными или полными синонимами понятия «экология» были «этология» (определённая И. Жоффруа Сент-Илером как науку о взаимоотношениях организмов в семье и сообществе, и «гексикология» (англ. hexicology, которую Сент-Джордж Джексон Миварт в 1894 году определил как науку о взаимоотношениях организмов и окружающей среды[10]. Во второй половине века были введены в обиход также понятия «биосфера» (Э. Зюсс, 1875) и «биоценоз» (К. А. Мёбиус, 1877)[11].

А. Тенсли в 1935 году ввёл термин «экосистема», а В. Н. Сукачёв 5 лет спустя — термин «биогеоценоз»[2].

Экология – не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы» – Человек так относился к своему месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье. Экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения. Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру. В конце ХХ века появился термин – экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет [4, с. 12].

Что же такое экологическое воспитание дошкольника?

• Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, воспиятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения;

• Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого;

• Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее;

• Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку;

• Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы;

• Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе;

• Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек.

Какова важность экологического воспитания для развития личности ребенка?

Во-первых, экологическое воспитание помогает детям развивать чувство ответственности. Когда дети понимают, что их действия могут повлиять на окружающую среду, они начинают проявлять более заботливое и ответственное поведение. Это включает в себя более экономичное использование ресурсов, уменьшение количества отходов и использование экологически чистых материалов.

Во-вторых, экологическое воспитание помогает детям понимать взаимосвязь между животными, растениями и окружающей средой. Дети, которые понимают, как функционирует экосистема, начинают проявлять больший интерес к природе и становятся более заинтересованными в ее сохранении. Они также могут проявлять большую заботу о животных и растениях и участвовать в различных программах по их защите.

В-третьих, экологическое воспитание помогает детям развивать творческое мышление и предпринимательские навыки. Решение экологических проблем требует креативного и инновационного подхода, что стимулирует детей находить новые способы решения проблем. Они могут стать предпринимателями, которые занимаются разработкой экологически чистых технологий или продуктов, что помогает создавать более здоровую и устойчивую будущую экономику.

В-четвертых, экологическое воспитание помогает детям развивать уважение к окружающей среде и культурным традициям. Это включает в себя уважение к местным экосистемам, к местным обычаям и традициям, которые могут быть связаны с охраной окружающей среды. Например, многие культуры имеют обряды, связанные с почитанием природы и животных, и понимание этих традиций может помочь детям уважать и беречь окружающую среду. Это также помогает детям понимать, что мы все живем вместе на одной планете и что мы все в ответе за ее благосостояние.

В последнее время в социальных сетях нередко появляются сообщения о проявлениях жестокости по отношению к животным и людям. Все это – последствия упущений в воспитании, отсутствие нравственного отношения к природе, не сформировавшейся способности к сопереживанию. Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры – дошкольный возраст. Именно в это время закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру. Как и во всем остальном, главный инструмент воспитания – личный пример взрослых. Родители могут говорить много слов, но если при этом отец не считает зазорным пнуть кошку, мать отвозит в приют надоевшую собаку, и все вместе оставляют на месте пикника горы мусора – слова окажутся бессмысленными. В садике может быть отличный живой уголок. Но занятия в нем не оставят большого следа, если на глазах у детей воспитатель прогонит камнями случайно забредшую на игровую площадку дворнягу. К сожалению, многие родители и педагоги не уделяют достаточного внимания экологии личности своих детей. В итоге может сформироваться человек с деформированными представлениями о нравственности, морали, гуманности и ответственности за условия обитания всего человечества.

Ребенок растет, развивается, постепенно познает мир. Все интересное ему хочется не просто увидеть, но и взять в руки, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому.

Родителям необходимо учить ребенка наблюдать за природой и животными. Объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ. И поэтому его долг – защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать. Ребенок может не понимать, почему плохо отрывать бабочке крылышки, таскать за хвост кота, распугивать птичек. Задача родителей и воспитателей – тактично объяснить, что такое боль и страх, что их испытывают все живые существа.

Экологическое воспитание – это относительно новое, инновационное направление, подразумевающее формирование у дошкольников сознательно бережного отношения к окружающему миру. Главная цель программы по экологическому воспитанию дошкольников – рациональное использование существующих природных ресурсов, способствование сохранности исчезающих видов растений и животных, заповедных зон и предотвращение появления глобальных экологических катастроф.

Родители, задумываясь о том, как привить ребенку любовь к природе, к Родине, к труду и общественным делам, должны уделять много времени этим вопросам, а также самостоятельно изучать различные методики образования (например, учебное пособие по экологическому воспитанию дошкольников С. Н. Николаевой) [3, с. 54].

План экологического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях должен быть основан на следующих нормативно-правовых документах:

- действующий закон РФ «Об образовании»;

- ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»;

- образовательный стандарт для дошкольных образовательных учреждений (ФГОС ДО) [6, с. 24].

Познавательная методика экологического воспитания дошкольников в прошлом была основана на знакомстве малышей с объектами природы, в рамках которой воспитанники, в соответствии с их возрастной категорией, изучали внешний вид и отличительные признаки определенных животных и растений. Сегодня же экологическое развитие дошкольников подразумевает не только устное описание живых и неживых природных объектов, но и изучение взаимосвязей, существующих в природе (как живые существа и растения зависят друг от друга, как характер человека зависит от места проживания, почему нельзя допускать вырубку лесов и т. д.). Подробное познание взаимосвязей природы и явлений формирует в сознании малышей полную картину окружающего мира, а также понимание того, что ничего лишнего в природе не существует.

Задачи инновационного экологического воспитания дошкольников :

- в соответствии с возрастом детей излагать им достоверную информацию об окружающем мире;

- прививать любовь к труду, уходу за растениями и животными;

- развивать творческие способности и обращать внимание на эстетические формы прекрасного в природе и искусстве (на красивые пейзажи, картины и фотографии известных художников, уделять внимание художественному описанию объектов природы и т. д.);

- пополнять словарный запас, обучать детей правильно и красиво рассказывать о том, что они видят вокруг себя [9, с. 25].

Экологическое воспитание старших дошкольников на сегодняшний день становится все более актуальным — изменение климата, вырубка лесов, загрязнение водоемов – все это неизбежно ведет к техногенным катастрофам мирового масштаба. Воспитывать в детях любовь к природе сегодня, значит, сохранить природные ресурсы и жизнь всего человечества в будущем.

Воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется родителями и частными (или муниципальными) дошкольными учреждениями. Особое влияние на развитие личностных качеств и отношение дошкольника к окружающему миру оказывает игровая деятельность, с помощью которой взрослые на своем примере могут показать, как правильно поступить в тех или иных ситуациях (например, родители могут продемонстрировать ребенку то, что нужно выкидывать фантики от конфет в урну, сортировать мусор дома или как красиво обустроить клумбы у дома и т. д.). Существуют следующие формы экологического воспитания дошкольников – практическая (в парке, в лесу, у озера или на ферме) и теоретическая – изучение с помощью книг и игр.

Дети в старшем дошкольном возрасте очень любопытны, хорошо запоминают что можно делать, а что нельзя, их интересуют многие факторы. Родители (опекуны, братья или сестры, воспитатели могут наглядно познакомить дошкольника с окружающим его миром – рассказывать ему об особенностях живой и неживой природы (например, показывать и называть какие деревья и цветы растут у дома, какими бывают домашние и дикие животные, чем море отличается от реки и т. п.) [5, с. 61].

Хороший способ привить ребенку любовь к природе – подарить ему домашнее животное или посадить с ним растение (дерево). Наблюдая и ухаживая за живым существом или растением, ребенок учится заботиться и оберегать то, что ему дорого. Привлекая внимание ребенка к деталям, подробно описывая растения или повадки животного, собирая гербарий, можно выработать у дошкольника интерес к углубленному изучению окружающего мира. Красота естественной природы может вызвать у детей старшего дошкольного возраста очень глубокие впечатления, что в свою очередь ведет к формированию любви к родной природе и Родине в целом.

Экологические воспитание детей старшего дошкольного возраста через практику имеет хороший результат только в том случае, если родители также правильно воспитаны и бережно относятся к природе в ДОО.

Литература

1. Грецов, В. Г. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы дошкольниками : учеб. пособие / В. Г. Грецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Педагогика, 2018. – 239 с.

2. Дробышевский, А. Ф. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для вузов / А. Ф. Дробышевский, С. А. Сафронок. – М. : Академия, 2016. – 132 с.

3. Мусатов, Л. Я. Литературное образование дошкольников : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. Я. Мусатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2018. – 346 с.

4. Николаева, С. Н. Введение в педагогическую деятельность: учебник / С. Н. Николаева. – М. : Директ-Медиа, 2017. – 112 с.

5. Николаева, С. Н. Экологическое образование : учебник / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2016. – 133 с.

6. Носкова, А. И. Современный ребенок: семья плюс детский сад. : в 2 ч. Ч. 2. / А. И. Носкова. – Екатеринбург: Изд-во ГЮА, 2017. – 97 с.

7. Петяева, Д. Ф. Экологическое образование и воспитание : учебник / Д. Ф. Петяев. – М. : Академия, 2018. – 352 с.

8. Плохий, З. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями : учеб. пособие / З. П. Плохий, В. Н. Востриков, С. А. Щеглов. – М. : Эксмо – пресс, 2017. – 114 с.

9. Павленко, М. А. Психология и педагогика: учебник / М. А. Павленко. – М. : Академия, 2018. – 342 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 октября 2024 в 14:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД