Федорова
Возрастные и социокультурные особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривая социокультурные и возрастные особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников, прежде всего, отметим, что данный возрастной период играет особую важную роль в психическом развитии ребёнка. В этом возрасте у детей начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, идёт активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, появляются способности к рефлексии, а так же умения встать на позицию партнёра, учитывать его чувства и потребности.
Темочки:
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Развитие эмоционального интеллекта является важным и необходимым в развитии дошкольников, так как он представляет собой, способность детей управлять своими эмоциями и читать эмоциональное состояние других людей.
Дошкольный возраст, как подчеркнул А. Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада личности» [27, с. 91]. Поскольку в дошкольное время формируется самосознание, происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом мотивационная и эмоциональная сферы.
К концу дошкольного периода в эмоциональной жизни ребёнка происходят важные изменения. Как отмечал Л. С. Выготский, «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка [14, с. 63]. Своими эмоциями ребёнок учится управлять. Но это возможно лишь в том случае когда ребёнок обладает достаточным опытом эмоциональной жизни к концу дошкольного периода. Если данный опыт мал, у него просто не хватит «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.
Как известно, большинство учёных, исследующих проблемы эмоциональной сферы, выделяют пять областей эмоционального интеллекта, которые следует развивать у детей дошкольного возраста :
- знание собственных эмоций, что подразумевает способность распознавать своё настроение и называть его;
- управление собственными эмоциями, то есть владение способами выражения собственных эмоций;
- способность мотивировать себя, подсинение эмоций ранее выбранной цели;
- распознавание эмоций других людей (чувство эмпатии) и свои собственных эмоций;
- установление и поддержание отношений с другими людьми.
Формированию всех перечисленных эмоциональных областей у детей старшего дошкольного возраста оказывают содействие определённые возрастные особенности.
В этот период дети могут развивать свой эмоциональный интеллект, обрести так называемые хорошие эмоциональные умения и навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний, со способами управления эмоциями. Сформированные в этот период навыки окажут решающее воздействие на всю дальнейшую жизнь человека.
Возрастными особенностями развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста считаются : осознание переживаний другого человека; готовность к поиску оказания ему помощи; способность учитывать эмоциональное состояние другого человека в общении и в своей деятельности. Раскроем названные особенности подробнее.
Прежде отметим, что эмоциональный мир ребёнка к старшему дошкольному возрасту становится богаче и разнообразнее. В этом возрасте дети могут уже правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, могут легко распознать веселье, радость, восхищение, но ещё затрудняются в распознавании грусти, удивления, испуга. Прежде всего, они обращают внимание на выражение лица окружающих их людей, не уделяя должное внимание пантомимике – жестам и позе.
Как считает А. Т. Злобин, «изменения, происходящие в эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста, связаны с расширением видов их деятельности, а также с усложнением его отношений с окружающими» [19, с. 97].
Такие учёные как Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. Д. Кошелева подчёркивают, что эмоциональная сфера играет очень важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. В первую очередь, это связано с тем, что взаимодействие ребёнка с другими людьми и окружающим миром и не будет эффективным, если он не умеет понимать эмоциональное состояние другого человека, и управлять своим собственным эмоциональным состоянием. Одним из составляющих процесса становления ребёнка как личности является формирование умения воспринимать и понимать свои эмоции.
П. М. Якобсон уточняет, что главной особенностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является его обусловленность происходящим в данный возрастной период появлением новых интересов и потребностей у детей, а так же установлением иерархии мотивов. В особенности, П. М. Якобсон говорит о том, что «снижение импульсивности проявления эмоций является характерным для старших дошкольников. Так, например, когда старший дошкольник переживает обиду или страх, он уже может сдерживать собственные слёзы. Но, вопреки тому, что эмоции своему содержанию становятся более глубокими, те из них, которые связаны с переживаниями органических потребностей, остаются наименее контролируемыми» [65, с. 9].
В ходе накопления жизненного опыта у старших дошкольников более устойчивыми становятся эмпатические переживания. Общеизвестно, что различают два вида эмпатии – эгоцентрическую и гуманистическую. Эгоцентрическая эмпатия – связана с переживаниями за самого себя. А к гуманистической эмпатии относят переживания, в которых ребёнок с эмоциями откликается на благополучие или неблагополучие окружающего его человека. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева уточняют, что в старшем дошкольном возрасте проявляются оба вида эмпатии [63, с. 170].
С точки зрения задач нашего исследования, важным является то, что в старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Он заключается в том, что в процессе общения ребёнок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других.
Эмоциональное предвосхищение, формирующееся у дошкольников, заставляет ребёнка задуматься о реакции других людей на его поведение, переживать по поводу вероятных результатов деятельности. Как говорит в своих исследованиях Е. А. Сергиенко: «Если раньше ребёнок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку» [49, с. 6].
Названное обстоятельство лежит в основе развития ряда сложных форм эмпатии: сочувствия – переживания собственных эмоциональных состояний из-за чувств другого человека; содействия (соучастия) – комплекс альтруистических состояний, которые основаны на сострадании, сочувствии, и сопереживании; сопереживания, то есть воспроизведения переживаний другого, ситуативного разделения переживаний с ним.