Маевская Оксана
Воспитание ребенка без наказаний. Развивающие общение в условиях самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
Находясь в условиях самоизоляции. Мы стали проводить больше времени со своими детьми. Сейчас самое время определится какие ценности родители хотят воспитать в ребенке. Для этого необходимо понять какое место ребенок занимает в семье : «принц» (он стоит во главе всей семьи, ребенок, который вписывается в семейную систему или ребенок которого игнорируют. Ребенок недолжен быть «принцем» и не должен быть изгоем. Он должен быть равноправным членом семьи.
Публикация «Воспитание ребенка без наказаний, Развивающие общение в условиях самоизоляции» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Наказание и поощрение детей
- Сидим дома с пользой!
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
Для того чтобы воспитывать ребенка без наказаний, в семье должны существовать правила. В условиях самоизоляции можно создавать семейные правила следующим образом: собираются все члены семьи включая ребёнка и обсуждаются какие правила должны быть в семье. Первое и самое важное правило для дошкольников это режим, в особенности в условиях самоизоляции. Если режима нет, а ребенок ходил в детский сад и привык к этому режиму, то сбой этого режима ведет к проблемам, в результате которых, родителям приходится ругать и наказывать ребенка. Если режима нет, наступает полный хаос, особенно сейчас, когда мы ограничены рамками своей квартиры.
Для дошкольников очень удобны правила, которые предлагает Ю. Б. Гиппенрейтер. Эти правила по типу светофора: -красный- то что никогда не должен делать ребенок (кусать или щипать маму, выходить один на балкон). Желтый- то что ребенок делает по согласованию с родителями. Зеленый- то что ребенок делает сам (играет, раскрашивает, лепит). Обсудив правила вместе с ребенком можно их нарисовать в виде пиктограмм.
Режим и правила — это очень важные вещи. Если у родителей есть режим и правила, то уже часть наказаний, которые бывают в дезорганизованной среде, можно избежать. Должна быть единая линия. Все члены семьи должны подчинятся этим правилам. Не так что мама запрещает, а папа или бабушка разрешает. Также необходимо убедится, что ребенок эти правила понял и знает. Потому что бывает, что родители считают, что ребенок эти правила знает и требуют с него эти правила.
Что делать если ребенок нарушает правила? Одна ситуация, если ребенок правило не знал или не понял, тогда нужно разъяснить правило. А другая ситуация, когда ребенок проверяет границы вседозволенности, здесь тогда должны следовать действия, которые ограничивают ребенка, но это не наказания. Например, психологи рекомендует использовать кресло-размышления. Когда ребенок садится в кресло и думает, как он это правило нарушил, почему он нарушил. По-другому этот метод называют Тайм-аут, когда ребенок удаляется в свою комнату и размышляет почему он это правило нарушил.
Развивающие общение для ребенка это когда его принимают и понимают, когда учитывают его индивидуальность, возрастные особенности, относятся с уважением, воспитывают в нем саморегуляцию.
Позиция родителя очень противоречива, с одной стороны родитель должен принимать ребенка безусловно, любить его любого, с другой стороны, он воспитывает ребенка. Эффективность его воспитания заключается в том, что ребенок выходит в социум и он взаимодействует успешно в этом социуме. Родитель может определить правильно ли он выстраивает свою стратегию воспитания ребенка, правильно ли он общается с ребенком. Например, когда ребенок приходит в детский сад и быстро адаптируется, приходит в кружок или секцию и тоже там без проблем адаптируется.
Как выстраивать развивающие общение :
Первое правило которое не ведёт к конфликтам с ребенком, которое улаживает эти конфликты, которое позволяет не наказывать ребенка, которое позволяет развивать у него инициативу, сознательность. Это прежде всего то, что, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, в сильных негативных чувствах, когда ребенок говорит : «я не буду это делать», «я не на вижу кого-то». Самое первое что родитель должен сделать в этой ситуации, это принять чувства ребенка. Как их принять? Нужно задать вопрос ребенку : «Ты разозлился?», «Ты обиделся?», «Тебе страшно?» И если родитель, называя чувство ребенка попадает в это чувство, то это негативное чувство у ребенка уходит. Почему это необходимо делать? Потому что ребенок не властен над приходом чувств, он не в состоянии их сдерживать и контролировать.
Алгоритм очень прост, вначале снять негативные чувства с ребенка, затем описать по поводу чего у него они появились, т. е. присоединится к нему, понять ребенка. После того как прояснили чувства, необходимо спросить у ребенка, а что бы ты хотел в этой ситуации, внимательно выслушав, спросить главную фразу «А что мы с этим будем делать?»
А затем спросить о тех правилах, которые существуют в семье.
Если ребенок не хочет ни чего делать, то в этих случаях можно применить Тайм-аут или кресло размышления, где ребенок может по размышлять о сложившейся ситуации.
Подведем итог, чтобы воспитывать ребенка без наказаний необходимо соблюдать режим, создать систему семейных правил и использовать развивающие общение.
Используемая литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. : Издательство “Речь”, 2007.