Жанна Большакова
Влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка» размещена в разделах
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.
Но этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т. п. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.
Театр развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Учитывая огромную развивающую и воспитательную роль театрализованной деятельности, задача приобщения к ней детей становится очень важной. Для нас это неотъемлемая часть педагогического процесса. За годы работы сложилась своя система опыта по театрализованной деятельности.
Я сделала вывод: для того, чтобы она проходила успешно, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду. Она является основой самостоятельной творческой деятельности детей.
Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.
В нашем ДОУ, в каждой возрастной группе есть уголки для театрализации. Они эстетично оформлены, соответствуют технике безопасности, требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей. Сюда входят: маски одежда для ряженья, атрибутика, разные виды театров, рисунки, папки о театральных профессиях. Разработаны картотеки этюдов и упражнений, игр-драматизаций, мини сценок, диалогов, пальчиковых игр и другое.
Содержание работы по театрализованной деятельности включает в себя :
- Упражнения на дыхание, артикуляцию, речевую выразительность. Мы проводим на каждом музыкальном занятии в игровой форме как разминку перед пением, уделяя 1-2 минуты.
- Пальчиковые и ритмические игры также присутствуют на каждом занятии, чередуясь друг с другом.
- Образные, имитационные упражнения, этюды, пантомима. Их включаем 2 раза в месяц в раздел игровое творчество.
В каждой группе педагоги организуют просмотр разных видов театра : пальчиковый, настольный, театр игрушек, картинок, масок, кукольный, теневой. Включение театрализации (драматизации) в сценарии праздников.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. - 126 с.
2. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
3. Генов Г. В. Театр для малышей. – М. : Просвещение, 1968. – 154 с.
4. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с.
5. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – С. 5-7.
6. Кофман Н. С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду : Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1974. – с. 69-72.
7. Маханева М. Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С. 6-14.