Жанна Большакова
Влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.
Но этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т. п. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.
Театр развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Учитывая огромную развивающую и воспитательную роль театрализованной деятельности, задача приобщения к ней детей становится очень важной. Для нас это неотъемлемая часть педагогического процесса. За годы работы сложилась своя система опыта по театрализованной деятельности.
Я сделала вывод: для того, чтобы она проходила успешно, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду. Она является основой самостоятельной творческой деятельности детей.
Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.
В нашем ДОУ, в каждой возрастной группе есть уголки для театрализации. Они эстетично оформлены, соответствуют технике безопасности, требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей. Сюда входят: маски одежда для ряженья, атрибутика, разные виды театров, рисунки, папки о театральных профессиях. Разработаны картотеки этюдов и упражнений, игр-драматизаций, мини сценок, диалогов, пальчиковых игр и другое.
Содержание работы по театрализованной деятельности включает в себя :
- Упражнения на дыхание, артикуляцию, речевую выразительность. Мы проводим на каждом музыкальном занятии в игровой форме как разминку перед пением, уделяя 1-2 минуты.
- Пальчиковые и ритмические игры также присутствуют на каждом занятии, чередуясь друг с другом.
- Образные, имитационные упражнения, этюды, пантомима. Их включаем 2 раза в месяц в раздел игровое творчество.
В каждой группе педагоги организуют просмотр разных видов театра : пальчиковый, настольный, театр игрушек, картинок, масок, кукольный, теневой. Включение театрализации (драматизации) в сценарии праздников.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. - 126 с.
2. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
3. Генов Г. В. Театр для малышей. – М. : Просвещение, 1968. – 154 с.
4. Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с.
5. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – С. 5-7.
6. Кофман Н. С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду : Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1974. – с. 69-72.
7. Маханева М. Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – С. 6-14.