Приложение МААМ

Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания

Кристина Альянова
Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы

Альянова К. В.

Смирнова Т. А.

Котова Е. В.

Продуктивность педагогической деятельности напрямую зависит от эмоционального состояния педагога. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональное состояние отражается не только на деятельности педагога, но и на его личности. При определенных условиях это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания.

Публикация «Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания» размещена в разделах

По мнению известного российского ученого В. В. Бойко эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Исследователь отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. [1]

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Выражается в том, что человек не может относиться к работе как прежде, появляется ощущение приглушенности, притупленности собственных эмоций, риск возникновения эмоциональных срывов.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Увеличивается обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, скрыты, но могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем выразится в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – сомнение в своей экспертной позиции, компетентности в вопросах профессиональной деятельности, недовольство собой, снижение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. [5]

Эмоциональное выгорание складывается под воздействием ряда факторов. Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова среди факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания, называют возраст, стаж работы и удовлетворенности карьерой. Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Наблюдается сложная взаимосвязь выгорания и карьерных устремлений. [3]

В исследовании К. М. Гайдар и О. П. Малютина, посвященном изучению профессионального выгорания преподавателей вузов, в выборку вошли 415 преподавателей из восьми вузов города Воронеж. Возрастной диапазон от 22 лет до 82, стаж работы от 2 до 58 лет. Должностные категории опрошенных распределились следующим образом: 10,5 % – ассистенты, 58,3 % – преподаватели, 25,4 % – доценты, 5,8 % – профессора.

Данные показали, что у каждого второго опрошенного педагога выгорание либо начинается (38,7 %, либо уже имеет место (16,3 %). Так же при проведении исследования выявлено, что среди опрошенных практически нет педагогов с низкой мотивацией на успех (доля низко мотивированных составила всего 4,5 %). Авторы статьи предположили, что эмоциональное истощение и деперсонализация повышаются при более выраженном стремлении педагога увеличить или сохранить максимально высокими свои способности в профессиональной деятельности (мотивация достижения).

Выяснено, что с увеличением возраста педагога следует ожидать снижения у него уровня профессионального выгорания. Аналогично: чем больше его стаж, тем уровень выгорания ниже. По полученным данным сделан вывод о том,что этот процесс особенно замедляется у преподавателей старше 53 лет. Объяснен этот факт тем, что, начиная с этого возраста, преподаватели уже, во-первых, не столь обременены семейными проблемами, связанными с несовершеннолетними детьми, и, во-вторых, обрели значительную уверенность в своем профессиональном потенциале. Всё это стабилизирует их психологическое состояние и позволяет сосредоточиться на работе. [3]

В работе Грозы И. В. под названием «Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание» выборку составило 25 педагогов с диапазоном стажа от 1 года до 20 лет, возраст педагогов от 22 лет до 45.

В результате исследования по методике В. В. Бойковся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.

I группа. Возраст от 22 до 29 лет.  Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.

II группа. Возраст от 28 до 32лет.  Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.

III группа. Возраст от 31 до 39 лет.  Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% - с формирующимся и 8% - с несформировавшимся синдромом.

IV группа 41-45 лет.  Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.

V группа. 46 лет.  Стаж работы более 20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания зависит от множества факторов, таких как индивидуальные особенности личности, возрастные кризисы, наличие брака, детей, материальная обеспеченность. Не менее важным фактором, как показывает статистика является стаж работы педагога и его возраст. Больший процент педагогов находящихся в стадии формирования, или же уже с сформировавшемся синдромом эмоционального выгорания приходится на молодых специалистов и специалистов имеющих стаж работы от десяти до пятнадцати лет.

Список литературы

1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других [Текст] : / В. В. Бойко. М: ИИД «Филинъ», 1996. с. 472.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика [Текст] : 2-е изд. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2008. с. 258. 

3. Гайдар К. М. /Особенности профессионального выфгорания преподавателя высшей школы в современных условиях/ Гайдар, Малютина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №2. с. 26-29

4. Гроза И. В. / Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание// Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. с. 63-54

5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, с. 90-101.

Публикации по теме:

Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: 1. Актуализировать.

Тренинг для педагогов по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Тренинг для педагогов по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания" Подготовила Недосекова Фануза Зямиловна, педагог-психолог.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: - знакомство с понятием.

Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.

Семинар «Синдром эмоционального выгорания педагогов» «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагогов». Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки.

Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания. Задачи: • познакомить преподавателей.

Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания
Опубликовано: 12 мая 2018 в 07:48
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Альянова (УИ 708679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД