Кристина Альянова
Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Альянова К. В.
Смирнова Т. А.
Котова Е. В.
Продуктивность педагогической деятельности напрямую зависит от эмоционального состояния педагога. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональное состояние отражается не только на деятельности педагога, но и на его личности. При определенных условиях это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания.
Публикация «Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
По мнению известного российского ученого В. В. Бойко эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Исследователь отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. [1]
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Выражается в том, что человек не может относиться к работе как прежде, появляется ощущение приглушенности, притупленности собственных эмоций, риск возникновения эмоциональных срывов.
Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Увеличивается обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, скрыты, но могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем выразится в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – сомнение в своей экспертной позиции, компетентности в вопросах профессиональной деятельности, недовольство собой, снижение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. [5]
Эмоциональное выгорание складывается под воздействием ряда факторов. Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова среди факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания, называют возраст, стаж работы и удовлетворенности карьерой. Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Наблюдается сложная взаимосвязь выгорания и карьерных устремлений. [3]
В исследовании К. М. Гайдар и О. П. Малютина, посвященном изучению профессионального выгорания преподавателей вузов, в выборку вошли 415 преподавателей из восьми вузов города Воронеж. Возрастной диапазон от 22 лет до 82, стаж работы от 2 до 58 лет. Должностные категории опрошенных распределились следующим образом: 10,5 % – ассистенты, 58,3 % – преподаватели, 25,4 % – доценты, 5,8 % – профессора.
Данные показали, что у каждого второго опрошенного педагога выгорание либо начинается (38,7 %, либо уже имеет место (16,3 %). Так же при проведении исследования выявлено, что среди опрошенных практически нет педагогов с низкой мотивацией на успех (доля низко мотивированных составила всего 4,5 %). Авторы статьи предположили, что эмоциональное истощение и деперсонализация повышаются при более выраженном стремлении педагога увеличить или сохранить максимально высокими свои способности в профессиональной деятельности (мотивация достижения).
Выяснено, что с увеличением возраста педагога следует ожидать снижения у него уровня профессионального выгорания. Аналогично: чем больше его стаж, тем уровень выгорания ниже. По полученным данным сделан вывод о том,что этот процесс особенно замедляется у преподавателей старше 53 лет. Объяснен этот факт тем, что, начиная с этого возраста, преподаватели уже, во-первых, не столь обременены семейными проблемами, связанными с несовершеннолетними детьми, и, во-вторых, обрели значительную уверенность в своем профессиональном потенциале. Всё это стабилизирует их психологическое состояние и позволяет сосредоточиться на работе. [3]
В работе Грозы И. В. под названием «Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание» выборку составило 25 педагогов с диапазоном стажа от 1 года до 20 лет, возраст педагогов от 22 лет до 45.
В результате исследования по методике В. В. Бойковся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.
I группа. Возраст от 22 до 29 лет. Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.
II группа. Возраст от 28 до 32лет. Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.
III группа. Возраст от 31 до 39 лет. Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% - с формирующимся и 8% - с несформировавшимся синдромом.
IV группа 41-45 лет. Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.
V группа. 46 лет. Стаж работы более 20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания. [4]
Таким образом, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания зависит от множества факторов, таких как индивидуальные особенности личности, возрастные кризисы, наличие брака, детей, материальная обеспеченность. Не менее важным фактором, как показывает статистика является стаж работы педагога и его возраст. Больший процент педагогов находящихся в стадии формирования, или же уже с сформировавшемся синдромом эмоционального выгорания приходится на молодых специалистов и специалистов имеющих стаж работы от десяти до пятнадцати лет.
Список литературы
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других [Текст] : / В. В. Бойко. М: ИИД «Филинъ», 1996. с. 472.
2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика [Текст] : 2-е изд. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб. : Питер, 2008. с. 258.
3. Гайдар К. М. /Особенности профессионального выфгорания преподавателя высшей школы в современных условиях/ Гайдар, Малютина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №2. с. 26-29
4. Гроза И. В. / Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание// Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. с. 63-54
5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, с. 90-101.