Наталия Серкова
Влияние цифровых устройств на формирование и развитие речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние цифровых устройств на формирование и развитие речи ребенка
Серкова Наталия Алексеевна
учитель-логопед 1 категории
ГБДОУ детский сад №135 комбинированного вида,
За свое, относительно недолгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже не заменим на работе, помогает в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для детей. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на речевое развитие детей. Начнем с внутриутробного периода развития и проследим до пятилетнего возраста.
Публикация «Влияние цифровых устройств на формирование и развитие речи ребенка» размещена в разделах
Длительное нахождение женщины в сидячем положении приводит к застою крови в малом тазу. Ухудшается кровоснабжение всех органов, расположенных в брюшной полости, в том числе и матки, и замедляется процесс обмена веществ. При беременности, кроме всего прочего, это еще означает уменьшение притока крови к плоду, что в худшем случае может привести к нежелательным последствиям – замедленному отведению от плода продуктов обмена и гипоксии плода, которая может неблагоприятно сказаться на развитии речи.
Именно во внутриутробном периоде происходит закладка речевой функции ребенка. Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей ее организма и околоплодных вод. При этом слова, обращенные к плоду, мужу или еще кому-то, будут ощущаться им абсолютно одинаково. Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни, он уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; обладает способностью различать разницу в интонации – обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, новорожденный действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, малыш «узнает» по интонации маму, папу или бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди в период его внутриутробного развития разговаривают друг с другом. Современная мама молчит, она сама в сети. Вечером придет папа с работы и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением еще не родившись.
В довербальный этап от 0 – 1,5 лет развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, которое особенно важно в этот период. В это время складываются условия для понимания речи, он научаются выделять среди всех звуков именно звуки человеческой речи, нарастает чувствительность к тем характеристикам речевых звуков, которые формируют понимание значения слова.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.
Первый, второй и третий год жизни ребенка — это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.
В современной семье домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Таким образом, основная причина отставания в развитии речи – отсутствие практики.
К 5 годам устная речь должна быть сформирована. К 5-6 годам сензитивный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. Ученые утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.
Литература:
1. Н. В. Баловсяк «Компьютер и здоровье», 2008
2. И. В. Смолярчук «Воспитание и развитие детей. Гаджеты и дети», 10. 03.2016
3. М. В. Белоусова, А. М. Карпов, М. А. Уткузова. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста, 2014
4. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова.
5. Е. Г. Цой Влияние хронической внутриутробной гипоксии на постнатальную адаптацию у новорожденных и методы коррекции