светлана зайцева
Творческий подход в музыкальном воспитании дошкольника
▼ Скачать
Основная линия педагогической работы с детьми – формирование творческого отношения к явлениям окружающей действительности, как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. Ведь творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую следует рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самой разнообразной детской деятельности.
Публикация «Творческий подход в музыкальном воспитании дошкольника» размещена в разделах
Многочисленные эксперименты показали, что ребенок не просто усваивает какую-либо информацию, общественный опыт, он может далеко выходить за пределы, проявляя при этом незаурядное творчество : самостоятельно «добывает» новые знания, открывает для себя новые способы умственной деятельности. Это важнейшая закономерность развития детей дошкольного возраста, и наша задача в обучении дошкольников : стимулировать и развивать творчество детей на всех этапах обучения, даже на этапе усвоения так называемых готовых знаний. Ведь и готовые знания должны развиваться творчески.
В области художественного развития идет процесс усвоения и накопления выработанных человечеством знаний об искусстве, формирование эталонных представлении о прекрасном. Одновременно ребенок осуществляет противоположный процесс изменения стабильных норм, выход за их пределы в новые неведомые области, создание новых норм и эталонов прекрасного.
Для активизации мышления и творчества детей необходимо соблюдение меры неопределенности, незавершенности какой-то части знаний. Если мы хотим, чтобы активность детей в процессе обучения не ослабевала, необходимо строить процесс таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона неопределенности, чтобы дети сами могли прогнозировать, предполагать, искать ответ. Особую роль в этом процессе играют глобальные психические образования в качестве универсальной основы всех форм поисковой деятельности. Глобальные структуры (это стремительное развитие психики ребенка, лежащие в основе детского воображения и фантазии, способствуют познанию очень сложных связей и зависимости внешнего и внутреннего мира, и, что очень важно, являются основой развития всех видов детского творчества.
Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства.
В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления. Развитие детского творчества ведется поэтапно : от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини, к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.
Для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада, большинство овладевают ими к старшему возрасту. Тем не менее, песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания : спеть свое имя, сочини колыбельную или плясовую кукле, мишке и т. д.
Для накопления слухового опыта, развития музыкально - слуховых представлений и чувства ритма предполагаются соответствующие задания, упражнения, где в процессе проблемного обучения дети самостоятельно находят тонику, выразительную интонацию («музыкальное эхо», мажорный или минорный лад, выстраивают соотношение звуков по высоте и длительности, подбирают нужный жанр, импровизируют музыкальные вопросы и ответы, сочиняют попевки определенного настроения на заданный текст. Творческие проявления детей в ритмике так же, как и в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально - игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, и если он владеет необходимыми двигательными навыками. Поэтому, на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо приучать детей вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы они умели хорошо ориентироваться в нем, и в процессе проблемного обучения стремились к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.
Программная музыка занимает ведущее место для творческих проявлений в ритмике, но обязательно предлагается и классическая и современная музыка, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства.
Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей – все это необходимо детям для инструментального творчества. Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения.
Очень эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. Они заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить. Подобные задания рекомендуется давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты.
Важно заострять внимание дошкольников, что любое звукоподражание можно передать по – разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно…
Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно – шумовой оркестр, что поможет ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки. Интересно инструментовать мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки : всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.
В процессе выполнения творческих заданий непроизвольно идет закрепление и усвоение музыкального словаря : регистр, жанр, лад, тоника, оркестр, соло, трио, хор и т. д.
Таким образом, в игровой и довольно доступной детям обстановке, идет воспитание и творческое развитие малышей в детском саду.