Лучший педагог года

Технология развития ценности «Природа» у детей

Сауле Сулейманова
Технология развития ценности «Природа» у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Технология развития ценности «Природа» у детей.

С. Г. Тугузова,

E-mail : tuguzova-saule@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования ценности «Природа» у детей, начиная с дошкольного возраста. Раскрывается технология и специфика развития на этапе дошкольного детства.

Публикация «Технология развития ценности „Природа“ у детей» размещена в разделах

Ключевые слова: Ценность, ценность Природа, технология формирования ценности Природа.

Keywords : Value, value of Nature, the technology of the formation of the value of Nature.

Значимость проблемы взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Проблема формирования ценности природы многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологических работах (С. Ф. Анисимова, А. Г. Здравомыслова, В. И. Сагатовского, В. П. Тугаринова, Л. П. Фоминой, М. И. Бобневой, О. И. Зотовой, В. Л. Оссовского, Ю. Письмака, П. И. Смирнова, В. А. Ядова и др., так и в психологических работах (Б. Г. Ананьева, Г. Е. Залесского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Н. В. Ивановой, Э. А. Несимовой, и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценности природы : дается определение самого понятия «ценности природы», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др. Ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности [1]. Под понятием ценность "Природа" мы понимаем - понимание детьми значимости объектов природы для жизни человека, удовлетворение познавательных, нравственных, эстетических потребностей средствами природы, умение взаимодействовать с ней, ее охранять и преумножать. Кроме того, вышеуказанными теоретиками обосновывается тезис о том, что именно ценности природы составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом. Так, основы современного подхода к изучению ценности природы у дошкольников представлены в работах Н. А. Асташовой, В. Д. Ермоленко, Э. А. Несимовой, Е. А. Подольской, Е. В. Поленякиной, Л. В., Е. А. Хачикян, А. Д. Шестакова и др.

Согласно анализу теоретических источников по проблеме исследования, начало становления ценности природы начинается в дошкольном возрасте. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время [3, с. 36-42]. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Психологическая наука всё дальше уходит от жестокой парадигмы «формирования» (формирования «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. п., оставляя за каждым человеком (как воспитателем, так и воспитуемым) право свободного выбора. Поэтому основой для воспитания становятся реальные жизненные ценности.

В педагогической литературе отмечается, что технологическими подходами, обеспечивающими успешность развития ценности «Природа» у детей, является создание предметно-развивающей среды, использование различных развивающих, дидактических игр, использование практической деятельности по уходу за природой.

Технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведёт к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества [2, с. 4].

Т. И. Шамова определяет педагогические технологии как научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимого в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности [2, с. 5].

Данная технология рассчитана на детей дошкольного возраста.

Цель – развитие ценности «Природа» у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Создать условия для формирования элементарных биологических представлений:

- знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);

- предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

- формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечить условия для развития знаний по ценности «Природа» :

- знакомить с представителями живой и неживой природы;

- рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

- способствовать формированию осознанно-правильного отношения к природе и к человеку как части природы;

- способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

- создать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

В технологии нами были использованы такие методы и приёмы как беседа, большое внимание уделялось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений, экскурсий. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре экологического и природоведческого содержания.

Таким образом, ценность «Природы» является одной из приоритетных задач, и формировать ее нужно в дошкольном возрасте.

Литература:

1. 1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL : https://www.vedu.ru.

2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 80 с.

3. Бобылева, О. программе экологического воспитания старших дошкольников / О. Бобылева, Л. О. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 7. – С. 36-42.

Публикации по теме:

Природа как средство эстетического развития детей Природа - как средство эстетического воспитания» Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного.».

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Игровая технология в процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного.

Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Задачи: 1. Раскрыть.

Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации. Кириллова.

План по самообразованию «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей» Актуальность.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Су-Джок технология и криотерапия как средство речевого развития детей Выступление на методическом объединении. «Су-Джок и криотерапия как средство речевого развития детей». Подготовила: Степанова.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития ценности «Природа» у детей
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 20:54
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология развития ценности «Природа» у детей» (включая файлы) размещена пользователем Сауле Сулейманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД