Приложение МААМ

Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Сергеева Светлана
Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья "Технология оригами как средство поддержки

инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"

из сборника Обновление образовательной деятельности в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : обобщение опыта работы муниципальных

образований по вопросу реализации ФГОС ДО / под общей ред.

Е. В. Коточиговой, Т. Н. Захаровой. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО,

2020.

С. В. Лысенкова, С. И. Сергеева

Публикация «Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир.

В. А. Дегтева

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те,

которые построены на принципах общения и игры. А насколько значительным

для ребенка будет тот факт, что он сам или с помощью взрослого придумал

и смастерил атрибут к своей игре? Особую радость ребенку доставляет момент, когда он видит продукт своего труда: игрушку, с которой можно поиграть

либо украсить свою комнату. Всё это поднимает самооценку у ребенка, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к постижению окружающего мира путё м исследования: хочется всё потрогать, помять, скрутить,

порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага.

Как же взрослые реагируют на это естественное желание малыша? В основном

запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т. д. Теория и практика

и вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но что бы

это было «без жертв и разрушений». Стремление порвать или в лучшем случае

смять бумагу у детей наблюдается достаточно длительное время. Так, почему

бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях?

В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги —

один из видов продуктивной деятельности дошкольников. Направлено оно

на получение конкретного результата — поделки. Поделки подразделяются

на плоскостные и объемные. Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно поиграть. Особенно привлекательными,

на мой взгляд, являются фигурки, выполненные в технологии оригами. Причём

изделие складывается из бумаги без применения клея и ножниц.

Моё увлечение оригами началось с изготовления нескольких фигур. Затем

я захотела более углублённо изучить данную технологию. Интересные схемы

складывания поделок и разработки занятий можно найти в трудах С. Афонькина,

Т. И. Тарабариной, Т. Б. Сержантовой, а также очень много информации по данной теме можно найти на специализированных интернет-сайтах.

Что же такое оригами?

Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы храни-

102

ли тайну создания белого листа. И только в VII в. странствующий буддийский

монах пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки, появляются

сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия

«Бог» и «Бумага» звучат одинаково. Фигурки из бумаги имели символическое

значение. Они становились участниками религиозных церемоний, украшали

стены храмов.

Позднее оригами превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого

японского журавлика, которые позже становятся классическими.

Со временем оригами становится обязательным занятием во многих

японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие

известные им фигурки.

Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны

благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно он создал то, что сегодня называется «оригамная азбука».

Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.

Сегодня оригами — это множество различных видов, например: модульное оригами, Кусудама, складывание по развёртке, мокрое складывание и другие. Однако в дошкольном детстве целесообразней использовать простое оригами, так как этот вид доступен ребенку-дошкольнику.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складываться одинаково

до определенного момента. Одинаковые заготовки — это базовые формы. Очень

важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать — залог

успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше

проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился

их складывать. Выбирать базовые формы для поделок необходимо с учетом возрастных особенностей воспитанников. Технологией оригами я увлекаюсь уже

несколько лет и в основном применяю простые и средние базовые формы.

Каждое занятие стараюсь сделать похожим на путешествие в сказочный

мир. Моя задача — сделать так, чтобы дошкольники почувствовали себя волшебниками или мастерами, создающими прекрасную вещь, поэтому начинаю

занятия с сюрпризного момента, в котором задействуются какие-то интересные

персонажи и вовлекаются сами дети.

На первом этапе в младшей группе знакомлю детей с бумагой, с основными ее свойствами. Это знакомство провожу через игру «Обезьянки». Мы сминаем бумагу, опускаем ее на стол, а потом дети воображают, на что похож этот комочек. Это помогает расширить кругозор детей, развить любознательность, желание работать с бумагой, узнать, а что же будет дальше. Затем мы мастерим

простые поделки. Обучение начинаю с простейших сгибов и затем постепенно

103

даю усложнение. Малышам нравится работать с бумагой. Главным моментом

в этом возрасте — положительные эмоции, радость детей от результата.

На втором этапе мы с детьми начинаем усваивать базовые формы. При

знакомстве с новым приемом складывания занятие провожу в виде сказки, где

два уголка являлись братом и сестрой. «Перегибание» — это встреча брата

и сестры, они путешествовали в горы — соединение нижнего угла с верхним

и долины — соединение верхнего угла с нижним, переплывали реки (линии

сгиба). Или использую сказку, где главным героем является Волшебный Квадратик. Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца — четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришё л братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку: «Здравствуй, Нижний Уголок!

» …и т. д. Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните

квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости.

Ребята в игровой форме легко усвоили понятия: диагональ, базовая форма. Так

мы приступаем к изготовлению различных игрушек и начинаем использовать

их в игровых ситуациях.

На следующих этапах дети осваивают основные умения складывать квадрат в разных направлениях, подравнивать стороны, углы на основе базовых

форм. В этот период начинаем мастерить по операционным картам, где показана

последовательность создания фигуры: какую фигуру надо взять, с чего начать

работу, что сделать потом. Познакомившись с базовыми формами и основными

приемами технологии оригами, дети самостоятельно создают поделки из бумаги,

которые затем используют в различных дидактических, подвижных и сюжетноролевых играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или

могут подарить поделки на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке. Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра:

театр на палочках, пальчиковый театр, театр на магнитах. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки. Например,

прочитав сказку «Заюшкина избушка», дети захотели смастерить этих сказочных

героев. Потом показали эту сказку детям младшего возраста.

Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу,

если требуется ремонт или замена героя.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам,

рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих

нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что

дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.

104

Для того, чтобы дети использовали оригами в повседневной жизни, в игре, огромное значение имеет организация пространства в группе. Для этого

в группе оборудован уголок с необходимым материалом: цветная бумага, карандаши, ножницы, книги по оригами. В уголке для родителей помещала необходимую информацию для изучения этого искусства.

В своей работе по обучению детей оригами я не ставлю основной целью

количество сложенных форм, главное — это способствовать самореализации

и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики. При этом обязательно

придерживаюсь следующих правил:

поощрение ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они

не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);

не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;

уважение точки зрения воспитанника как творца и художника, какой

бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, так как мнение воспитателя будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);

творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника,

иногда меняться ролями;

не навязывать свою идею, наоборот, пытаться понять логику творческого воображения ребенка;

вносить разнообразие в занятия, использовать методические разработки, рекомендации, информационные материалы. На занятии по оригами ребенок проявляет своё «я». Пробует себя в роли изобретателя. Пусть даже из всей

небольшой группы один–два ребенка пытаются сложить что-то свое — это уже

неплохо.

Подводя итоги выше сказанному, хочется сказать, что технология оригами способствует формированию таких основных линий личностного развития

ребенка дошкольного возраста, как самостоятельность и инициативность.

Главная задача педагога — вовремя это отметить и поддержать. Предлагая свои идеи, ребенок хочет, чтобы его услышали и поняли. Чувствуя, что

с его идеями согласились, у ребенка возрастает интерес к деятельности, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность.

Литература

1. Бумажные игрушки. Оригами для малышей / С. В. Соколова. —

Москва : Литера, 2013. — Текст : непосредственный.

2. Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. — Москва :

Владис, 2011. — Текст : непосредственный.

3. Детское оригами. — Санкт-Петербург : Попурри, 2012. — Текст :

непосредственный.

4. Долженко, Г. И. 100 оригами / Г. И. Долженко. — Санкт-Петербург :

Академия Развития, Харве, 2006. — 224 с. — Текст : непосредственный.

105

5. Егорова, Е. П. Особенности обучения дошкольников искусству оригами / Е. П. Егорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание.

— 2016.

6. Митчелл, Д. Оригами : иллюстрированный самоучитель в подробных

поэтапных иллюстрациях и инструкциях / Дэвид Митчелл. — Москва : АСТ,

Астрель, Полиграфиз, 2011. — Текст : непосредственный.

7. Оригами. Волшебный квадрат / Е. Ю. Афонькина, С. Ю. Афонькин. —

Москва : Литера, 2001. — Текст : непосредственный.

8. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами / Т. Б. Сержантова. — Москва :

Айрис-Пресс, 2014. — 192 с. — Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 20:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сергеева Светлана (УИ 2443681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД