Федорова Оксана Валерьевна
Театрализованная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду
Федорова Оксана Валерьевна
МДОУ «Д/с № 114 о. в.»
г. Магнитогорск
Одним из самых интересных и популярных направлений в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Она привлекательна для педагогов благодаря своей универсальности, игровой природе и социальной направленности. Театральные игры помогают развивать у детей способность распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, жестам и интонации, а также учат ставить себя на место других и находить адекватные способы помощи.
Публикация «Театрализованная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромная помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, т. к. участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности.
Одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно-развивающая среда в группе. Предметно-развивающая среда обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Для осуществления работы по данной проблеме в группе детского сада должны быть созданы необходимые условия:
уголок для театрализованных игр и представлений. Виды театра : настольный, плоскостной, пальчиковый, на магните, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски).
уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.
литературный уголок, где хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки, книжки-малышки.
уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей.
музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.
Театрализованную деятельность можно организовать как в утренние, так и в вечерние часы и включить в различные образовательные деятельности (музыкальные, по изобразительной деятельности и др.).
Содержание театрализованной деятельности включает в себя :
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Работа по театрализованной деятельности решает и многие педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные в образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка и создавать микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Театрализованная деятельность дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. ,2006.
2. Махан ва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 1991.
3. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Д/В. –1996. – № 5. – С. 21-27.
4. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М., 2007.
5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности. – М. : Владос, 2003.