наталия щербакова
Театрализованная деятельность в детском саду «Старая сказка, вернувшаяся к нам издалека»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Старая сказка, вернувшаяся к нам издалека" по теме "Театрализованная деятельность в детском саду" повествует о музыкально- театрализованном спектакле по мотивам известной сказки французского писателя Шарля Перро "Красная Шапочка", в создании которого приняли участие дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели - весь педагогической коллектив дошкольного учреждения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Как в детском саду осуществить постановку известной сказки и при этом не утратить интерес к уже знакомому сюжету? Это не так уж и сложно! Надо взять за основу произведение известного автора, немного изменить содержание, переложить прозу на стихи, ввести новые персонажи, добавить немного юмора, побольше музыки, весёлых песен, танцев, а главное охватить этой идеей всех детей и взрослых. И тогда успех вам обеспечен. В результате совместной деятельности детей и взрослых эта идея воплотилась в жизнь и получился замечательный спектакль!«Старая сказка, вернувшаяся к нам издалека»
Статья по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»
Дети - дошкольники очень любят принимать участие в театрализованных играх, в которых они воспроизводят знакомые литературные сюжеты. В этих играх и детских спектаклях активизируется мышление детей, тренируется их память, развивается воображение и фантазия, совершенствуется речь. Поэтому в нашем дошкольном учреждении мы постарались создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства и желания, не стесняясь слушателей и зрителей. Театрализованные игры, сценки, игры – драматизации присутствуют в повседневной жизни детей нашего дошкольного учреждения и на праздничных утренниках. Но нам захотелось создать настоящий спектакль, в котором примут участие и взрослые, и дети. Мы решили остановить наш выбор на известной и любимой всеми детьми сказке Шарля Перро «Красная Шапочка». Но хотелось немного изменить сюжет, расширить и осовременить его. Вспомнили мультфильм шестидесятых лет по сценарию В. Сутеева «Петя и Красная Шапочка», посмотрели фильм Р. Быкова «Про Красную Шапочку», сочинили стихотворный текст, придумали много новых персонажей, подобрали прекрасную классическую, современную и фольклорную музыку и получился замечательный, на наш и зрительский взгляд, спектакль для детей и взрослых.
Подготовка к спектаклю шла в течение двух месяцев. Знакомили маленьких артистов со сценарием спектакля, разучивали тексты ролей, песни, танцы. Детям очень понравился изменённый сюжет сказки и, конечно же, все девочки захотели исполнять роли Красной Шапочки и Девочки-Иришки, которая перевоспитала Волка. А вот на роль Волка желающих не оказалось. Как часто мы задумываемся над тем, какую роль хотят исполнять дети в нашем спектакле? А ведь только сам ребё нок может решать: хочет он быть тем или иным героем или нет, от его желания зависит успех исполнения данной роли. Но ведь в детском спектакле не бывает положительных и отрицательных героев, дети просто играют роли. Кто же из детей согласится сыграть роль Волка, который хочет съесть Красную Шапочку и её Бабушку? Дети понимают, что Волк злой и не хотят исполнять эту роль. Вот тут-то и проявляется талант педагога - режиссё ра: суметь убедить ребёнка в необходимости исполнения данной роли. Мы объясняем детям, что в начале спектакля Волк злой, но в ходе развития сюжета, становится послушным и старательным. Он миролюбиво разговаривает с Девочкой-Иришкой, которая переодевается в Бабушку, когда та угощает его чаем с пирожками, выполняет все её просьбы: копает грядки, носит воду из колодца и в результате «трудотерапии», исправляется, перевоспитывается и становится хорошим. В последнем действии спектакля Волк даже вызывает симпатию у зрителей своим комичным поведением. Пришлось убедить детей, что эта роль очень сложная и ответственная, после чего многие, подняв руки, закричали: «Можно я буду Волком!» Чтобы создать более яркое представление о действующих лицах, принимающих участие в спектакле, мы попросили педагога изостудии нарисовать их и в рисунках постараться отобразить характер каждого персонажа. Это помогло детям лучше представить образы доброжелательной и непосредственной Красной Шапочки, смелой и находчивой Девочки из зрительного зала, трусливых и беззащитных Зайчат, Волка, вначале злого, а затем потешного, смелых и отважных Охотников, добродушного Птицелова.
Мы объяснили детям, что в спектакле всего одна роль Красной Шапочки, один Волк, два Зайчика и т. д. На эти роли пробовали несколько детей, которые более ярко изображали характер данного персонажа. Но что же делать остальным детям, которые тоже хотят участвовать в спектакле?
Чтобы не обидеть их и дать возможность проявить свои таланты и способности в других видах театрально - музыкального искусства, в спектакль были введены новые персонажи: Мальчики-Ложкари, Девочки – Водоноски, исполняющие тематический танец, с которыми встречается Волк у колодца, когда выполняет поручения, Охотники, Бабочки. Эти дети выполняли не менее ответственные роли, они не только читали стихотворный текст, но и исполняли музыкальные номера.
В спектакле мы постарались использовать способности каждого ребёнка. Так Бабочки, танцующие на полянке весенний танец, были введены в спектакль в связи с тем, что группу посещала девочка, которая занималась спортивной гимнастикой. Как только после очередного музыкального занятия Алина показала свои гимнастические способности, педагоги сразу же решили включить это выступление в спектакль – так был придуман танец на музыку М. Леграна, для девочек, исполняющих роли - Бабочек. Для Серёжи, обладающего звонким голосом, была придумана роль Птицелова, в которой ребёнок читал текст, пел песенку, и был водящим в игре. А Мальчики-Ложкари продемонстрировали в спектакле своё искусство игры на ложках под фонограмму русской народной мелодии «Коробочка».
Большое место в спектакле отведено исполнению ролей взрослыми. Детям очень нравится, когда педагоги вместе с ними показывают спектакль, как настоящие артисты. Взрослые, так же как и дети, очень полюбили своих героев: это Рассказчик, Волчица, Охотник - Дровосек, Мама, Бабушка- они вносили свои предложения по исполнению данной им роли, которые приветствовались и принимались.
Вместе с коллективом дошкольного учреждения в подготовке спектакля принимали участие родители наших воспитанников. Если раньше между ними чувствовалась разобщённость по некоторым вопросам, то во время подготовки к спектаклю все с удовольствием помогали друг другу. Стоило только спросить у детей: «Нет ли у вас дома клетки для птиц, которая нужна Птицелову?» Через день родители принесли в сад новую клетку, независимо от того: их ребёнок играет данную роль или нет. Мамы шили костюмы в соответствии с ролью, которую исполняли их дети, рисовали декорации, папы привозили с дачи пеньки от деревьев, монтировали искусственные ёлки для оформления леса, из фанеры выпиливали топорики Охотникам - Дровосекам, издавались и печатались программки к спектаклю; в общем всех объединила идея создания спектакля для детей и взрослых.
Но были и трудные моменты объяснения с родителями, которые, можно сказать, требовали для своего ребёнка исполнения определённой роли, или им не нравился традиционный костюм Бабушки, в который должна была нарядиться их дочь (сарафан, чепчик, очки). Приходилось разъяснять родителям, что костюм помогает ребенку правильно войти в образ и успешно исполнить данную роль. Некоторые родители очень хотели, чтобы их дети, которые не достаточно чисто интонируют и правильно передают мелодию, при исполнении песен были солистами. Но после беседы и разъяснения того, что их ребёнок чувствует себя увереннее при исполнении музыкально- ритмических движений и успешнее проявляет себя в танце, после приглашения родителей на занятие, когда они сами видели, что ребёнок действительно с удовольствием танцует, чем поёт, все разрешалось в пользу способностей ребёнка.
Подготовка к спектаклю осуществлялась не только на музыкальных занятиях. Например: на занятиях по изобразительной деятельности дети своими руками приготовили реквизит: вылепили из пластилина угощения для бабушки, которые стояли на столике: пирожки, баранки, всевозможные фрукты. Дети орнаментами разрисовали контуры объёмных бабочек, которые являлись элементами декораций. И каждый старался быть неповторимым в своём творчестве.
Работа над спектаклем сплотила не только детский коллектив, но и взрослых: педагогов и родителей; дала возможность всем проявить творчество, приобщила к театральному искусству. Через участие детей в театрализованной постановке мы постарались сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества и дали возможность каждому ребенку раскрыть грани своего таланта в музыкальном, песенном, танцевальном и игровом творчестве. Участие в спектакле дало возможность выявить и развить в наших детях то, что заложено природой и, надеемся, что полученные навыки, они смогут применить в повседневной жизни.
Наталия Щербакова
Музыкальный руководитель ГБОУ Школа 2101
«Филёвский образовательный центр» ЗАО г. Москва