Лазарева Лидия
Современные технологии формирования у детей подготовительной группы ДОО навыков безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день тема безопасности человека очень актуальна. Родители, как никогда, испытывают тревогу за своих детей : и маленьких, и больших. Взрослые не могут быть постоянно рядом с детьми, оберегая и защищая их от опасности. Задача взрослых подготовить подрастающее поколение к встречам со сложными жизненными ситуациями, которые необязательно могут состояться.
Публикация «Современные технологии формирования у детей подготовительной группы ДОО навыков безопасного поведения» размещена в разделах
В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т. к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Воспитание безопасности – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования. И пока на всех этих возрастных этапах воспитание безопасности не станет делом практическим, тревожная статистика детского травматизма не изменится).
Все взрослые, сначала родители и близкие люди, а потом воспитатели и педагоги, являются важными учителями для ребенка при формировании его системы ценностей и безопасной жизнедеятельности. Вот почему внимание к вопросам по формированию ОБЖ остается приоритетным в любом образовательном учреждении.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем современном мире и, с точки зрения ученых, включает в себя несколько направлений: идентификация опасностей (распознание опасностей и их источников, разработка профилактических мер, устранение возможных ситуаций.
Опыт работы специалистов нашего дошкольного учреждения по формированию основ безопасности у воспитанников детского сада богат и разнообразен. мероприятиями (дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр мультфильмов, досуги и развлечения, проектная деятельность, наблюдения, беседы, виртуальные экскурсии, конкурсы и выставки, тренинги и родительские собрания на актуальную тему).
Профилактические меры осуществляются с приходом малышей в учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ с младшего дошкольного возраста по старший, подготовительный, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.
Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.
Осуществляя реализацию поставленных целей и задач по формированию у детей основ безопасности и жизнедеятельности, я, как воспитатель, использую разнообразные методы: инновационные, практические, игровые, словесные, наглядные.
Наличие в группе автоматизированного рабочего места (с выходом в интернет) позволяет мне активно применять на практике мультимедиа. В частности, любимый детьми метод – мульттерапия. Данную технологию считаю оригинальной и своевременной для обучения и развития навыков правильного поведения детей дошкольного возраста. Обучающие мультфильмы «Азбука безопасности» https://www.youtube.com/watch?v=c59aPRiLfA4 с героями любимых мультиков «Смешарики» способствуют воспитанию мотивации к безопасности и формированию системы знаний об источниках опасности, средствах предупреждения и преодоления трудностей. Методика кейс-технология, с использованием сюжетных картин «Уроки безопасности» и интерактивных презентаций, игр, в процессе решения проблемных ситуаций позволяет сформировать у дошкольников компетенции безопасного поведения и быть психологически готовыми к преодолению опасных ситуаций. Данную методику можно использовать и как диагностический аспект: «безопасность на отдыхе», «бережем свое здоровье», «съедобное-несъедобное» и т. д.
Очень много работаю по проектной деятельности, связанной с безопасностью на дорогах и т. д. Дети и взрослые (воспитатели, родители) с большим интересом «включаются» в процесс творческой деятельности о здоровом образе жизни (создание игр и поделок по ПДД, тематические встречи и конкурсы, акции).