Мария Чистякова
Сказкотерапия или воспитание сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Сказкотерапия или воспитание сказкой"
Сказка… Детство…Радость за одного героя и сочувствие другому…
Все мы помним мир детства и сказочных персонажей. Родителей, которые рассказывали нам сказки. Помните ли вы свои любимые сказки? А вы читаете их детям? А вы знаете, что полезно и нужно знакомить детей со сказкой? Ведь возможно воспитание сказкой, лечение сказкой или занятие сказкотерапией, о чем мы и поговорим в данной статье.
Публикация «Сказкотерапия или воспитание сказкой» размещена в разделах
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – самый древний и самый детский метод практической психологии.
В сказкотерапии используются разные жанры, но мы поговорим о сказках, этот жанр более всего подходит для дошкольного возраста.
«Лечение сказкой» происходило ещё в древние времена. Наши предки вместо того, чтобы наказывать своих детей, рассказывали им сказки. С помощью сказок можно решить многие проблемы. Это и низкая самооценка, и неуверенность, и различные боязни (темноты, врачей, проблемы с едой или горшком, слишком агрессивный или гиперактивный ребенок, гибель близкого члена семьи и многое другое.
Кроме этого, каждая сказка преподает нам нравственный урок, нацеливает маленького слушателя на не всегда напрямую сформулированный «намек». Не зря существует в народе поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
Сказка учит малышей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу, возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в выражении чувств, обеспечивая значительно более глубокое сопереживания действиям и поступкам героев.
К примеру:
• «Кого тебе жалко в этой сказке?»
• «Кто тебе понравился больше всех и почему?»
• «Докажи, что лиса хитрая плутовка»
• «Как бы ты поступил на месте?»
• «Как можно помочь?»
Какая бывает сказкотерапия?
Воспитывать сказкой можно по-разному :
• сочинение сказки для ребенка взрослым по поводу проблемы, которая у него возникла. Сказка, которая помогает справиться ребенку с конкретной ситуацией, с которой он столкнулся. Часто ребенок приходит к нам за помощью, но наши варианты разрешения ситуации детям не всегда подходят. И они делают вывод, что здесь нечего ждать помощи. Сказка отличный способ наладить отношения с ребенком, ведь она понятна как взрослым, так и детям.
• сочинение сказки самим ребенком. Можно попросить, чтоб ребенок сам придумал сказку. В этом случае можно определить отношение ребенка к тому или иному событию, о котором ребенок не может или не хочет говорить.
• взаимосвязь родителя/психолога и ребенка. В этом случае берется народная сказка, которая может быть видоизменена, или авторская. Взрослый заранее продумывает те вопросы, которые нужно задать ребенку. Важно, чтобы данные вопросы относились к выбранной сказке и одновременно характеризовали возникнувшую проблему. С помощью грамотно составленной сказки проблема будет устранена.
Ребенок чувствует себя защищенным сказкой и может многое рассказать про свои чувства, эмоции и переживания от имени героя сказки. Сказочные герои совершают поступки, а затем извлекают из них уроки и изменяют свою жизнь.
Существует несколько видов сказок.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок :
1) художественные;
2) народные;
3) авторские народные;
4) дидактические;
5) психокоррекционные;
6) психотерапевтические сказки.
Все эти виды можно использовать в работе с дошкольниками.
В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
2. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с детьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
3. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
4. Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.
Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Во время чтения или рассказывания педагог (или родитель) должен соблюдать следующие условия: должны передаваться подлинные эмоции и чувства, нельзя допускать затянувшихся пауз, ребёнок должен видеть лицо взрослого.
Но самое главное, как пишет Чех Е. В., сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой. Это:
• рассказывание;
• рисование;
• сочинение;
• постановка сказки;
• изготовление кукол;
• песочная терапия.
Ткач Р. М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
1) Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2) Сказки для гиперактивных детей.
3) Сказки для агрессивных детей.
4) Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями.
5) Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений.
6) Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Например:
• «Кот, Петух и Лиса» – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха).
• «Заяц-хвастун» – сказка подходит для детей, которые любят приукрашивать события, приврать по пустякам.
• «Приключения Незнайки» - сказка подходит для прочтения шаловливому или легкомысленному ребенку.
• «О рыбаке и рыбке» – сказка для жадных или эгоистичных детей.
• «О трусливом зайце» – сказку следует рассказать пугливому ребенку.
Как написать правильную сказку?
• Лучше всего сочинять сказку с ребенком перед дневным или ночным сном. Важно, чтобы прошло немного времени после случившегося происшествия. Ребенок должен успокоиться и тогда он сможет посмотреть на ситуацию со стороны.
• В сказке должен быть главный герой и ваш ребенок должен ассоциировать себя с ним. Лучше не использовать в сказках уже имеющихся героев (крокодил Гена, Красная шапочка, а придумать новых персонажей. Например, вы рассказываете ребенку сказку, в которой крокодил Гена пример для подражания, а в детском саду воспитатель скажет про него что-то негативное. Вся ваша работа может быть разрушена.
• Начинать сказку нужно со слов “в некотором царстве…” В этом случае ребенок сам сможет определиться насколько близко он будет принимать сказочную историю. Следует создать для ребенка тот мир, в котором ему будет интересно и комфортно. Не следует ограничивать его фантазию.
• Следует описать жизнь сказочного героя в сказочной стране так, чтобы ребенок уловил схожесть со своей жизнью.
• Герой должен столкнуться с проблемой, похожей на реальную проблему ребенка. Например, боязнь темноты или нежелание ходить на горшок. Сказочный герой должен испытать те чувства и эмоции, которые мучили ребенка.
• Появляется много способов и возможностей выбраться из данной ситуации. Герой ищет выход из сложившейся ситуации, а вместе с ним и ребенок.
Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания. Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.