Ирина Порошкина
Сенсорное воспитание в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста в условиях дошкольных образовательных организаций
Сенсорное развитие ребенка–это формирование определенной системы для развития сенсорики внешних свойств различных предметов – их форме, цвете, размере, местонахождении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.
Темочки:
Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие ощущений и восприятий.
Сенсорные эталоны – обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Задачи сенсорного воспитания :
Формирование у детей систем перцептивных действий.
Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Сенсорные эталоны–обобщенные образцы свойств и качеств предметов
Сенсорные ощущения ребенка
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки –музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения –ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
обонятельные ощущения –ребенок узнает по запаху, что это за предмет
Виды сенсорных ощущений
визуальные (зрительные); осязательные; обонятельные; слуховые, вкусовые.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов
ЭТАЛОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
•Основные цвета
Геометрические формы
Музыкальные ноты, звуки родного языка
4 вкуса: сладкий, горький, соленый, кислый
Три размера величины предметов: большой, средний, маленький.
Два температурных определения: тепло, холодно.
В ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, одним ииз которых являются:
«…ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандашаипр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек…»
Требования программы по сенсорному воспитанию с2-3 лет.
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой;
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии