Попова Татьяна
Самообразование педагога ДОО. Из опыта работы
Статья «Самообразование педагога ДОО»
(Из опыта работы)
Автор: Воспитатель 1 категории
МАДОУ «ДС «Огонек»
г. Новый Уренгой ЯНАО
Попова Татьяна Анатольевна
Тема самообразования :
Создание игрушки «Волшебные круги Луллия» и ее использование с детьми старшего дошкольного возраста
1 Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность)
Публикация «Самообразование педагога ДОО, Из опыта работы» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
«Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее!» П. Торренс Поиск доступного для использования в дошкольных учреждениях средства развития интеллектуальных и одновременно творческих способностей детей, которые вносили бы элемент игры в образовательную деятельность, а также помогали бы постоянно поддерживать интерес к изучаемому материалу, привел меня в 2021 году к технологии ТРИЗ. Заинтересовали меня «Круги Луллия». И вместе с родителями воспитанников старшей группы была создана многофункциональная дидактическая игра «Волшебные круги Луллия» (м/д игра далее)
Волшебные круги Луллия могут использоваться в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве приспособления для репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.
Считаю важным продолжить повышение своего профессионального уровня; углубление знаний в области технологии ТРИЗ, а именно метода «Круги Луллия» для воспитания творческой личности дошкольника, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
2 Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования 1. Продолжить знакомство с инновационными технологиями;
2. Продолжить сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ, а именно: игр с кольцами Луллия для развития речи и интеллектуално- творческих способностей дошкольников.
3. Планирование деятельности на год.
4. Сбор материалов для печати.
3 Программы, методики, технологии, изученные в процессе работы над методической темой. Изучение передового педагогического опыта. Использование методических рекомендаций. -Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия (Технология ТРИЗ)»
Данная Д/игра – опыт работы по использованию ТРИЗ – технологии как средства развития умственных способностей дошкольников.
Авторами разработана примерная программа, методические рекомендации к ней и блоки конспектов для всех возрастных групп.
В данном пособии прослеживаются пути разрешения некоторых проблем развивающего обучения (содержание, методы, отношения педагога с детьми, в частности развитие интеллекта ребенка.
Проблема изменения содержания рассматривается через призму развития познавательной активности (наблюдательности, любознательности, внимательности, самостоятельности и др., обучения дошкольников умению воспринимать различные картины мира (сказочную, научную) и оперировать полученными знаниями.
-Диагностика уровня творческого потенциала с помощью теста П. Торренса.
Основная идея работы с многофункциональной дидактической игрой «Волшебные кольца Луллия»- создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Задачи в использовании м/д/ игры ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе:
-формирование понятия «объект», «признак»;
-установление причинно - следственных связей между объектами;
- развитие навыков фантастического преобразования объектов;
-формирование видеть суть проблемы.
Данная многофункциональная игрушка поможет детям не только развить пространственное мышление, внимание, мелкую моторику рук, но и поможет уточнить и активизировать словарный запас, поспособствует развитию связной речи воспитанников; расширит обобщенные представления детей в различных областях.
После изучения материала по теме:
-Октябрь 2021 -изучение опыта педагогов ЯНАО по созданию и применению м/д/игры «Круги Луллия»
-Ноябрь – декабрь 2021 –продолжение работы над пополнением картотеки для многофункциональной дидактической игры «Круги Луллия» для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
-Декабрь 2021 Обмен опыта по теме
«Технология создания картотеки для многофункциональной дидактической игры «Круги Луллия» с педагогами детского сада «Ивушка»- старшим воспитателем Зубачевой Еленой Ивановной и воспитателем группы №10 Баисовой Муслимат Азаматовной
-Февраль 2022 Консультация для родителей «Как играть с кольцами Луллия дома».
Презентация м/д/игры в библиоцентре «Полярная сова» совместно с родителями воспитанников группы, создание аннотации по ее использованию по возрастным группам
-Март 2022 Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с плоскостной моделью кругов Луллия.
Привлечение родителей к изготовлению кругов Луллия из более прочного материала.
-Апрель 2022 Создание игрушки «Волшебные круги Луллия» и аннотации по ее использованию по возрастным группам.
- Апрель - май 2022 Презентация в МАДОУ «ДС»Огонек» многофункциональной дидактической игрушки «Круги Луллия»
4 Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой. (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе и пр.) Способы практического применения теоретического материала:
1. Проанализировала методическую литературу, на основании этого выбрала игры для работы с детьми.
2. Обучала детей, как играть с кольцами Луллия.
3. Проводила беседы с детьми о домашних и диких животных, о эволюции, о временах года, о составных частях объектов, о материале объектов и их признаках и т. д.
4. Проводила НОД с использованием данных игр.
5. Знакомила детей с обобщающими понятиями.
6. Взаимодействовала с родителями воспитанников и сотрудниками библиотечного центра «Полярная сова»
Игрушку «Волшебные круги Луллия» рекомендуется использовать на занятиях, вне занятий по утрам и вечерам; в свободной самостоятельной деятельности детей.
2. Оснащение педагогического процесса.
- Изготовление колец по принципу пирамиды.
-Продолжение составления картотеки игр.
- Подбор картинок к данным играм.
5 Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной методической теме. Методические пособия (игры, нетрадиционное оборудование и пр., разработанные самостоятельно Круги Луллия по принципу пирамиды. В перспективе собрать плоскостные.
Так как нецелесообразно по каждой лексической теме (прошли 18+18 пройдем) делать пособие из кругов (2 или 3, то решила по 5 областям - 5 пирамидок. Карточки с картинками по всем лексическим темам подобраны, прикрепляются к кругам разноцветными прищепками.
6 Способы отслеживания результатов работы по теме. ( Диагностика: таблицы результаты работы в %).
1. В октябре оценила уровень развития познавательной активности воспитанников, развития речи, формирования элементарных математических представлений, координации движения, развития навыков воображения, используя диагностический материал, разработанный методистами МАДОУ «ДС «Огонек» для детей старшей группы.
7 Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат. (Приложить диаграммы, сравнительный анализ.)
Октябрь 2021
Высокий уровень: 0
Средний: 23
Низкий:0
Апрель 2022
Высокий уровень5
Средний: 18
Низкий: 0
8 Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ? Готовят родители с детьми сообщения по годовым задачам, дети выступают в группе перед детьми
(навыки публичного выступления)
9 Проекция на будущее (предполагаемый результат).
Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной?
Какие формы, методы работы применить? Продолжить работу в следующем учебном году по теме:
-обобщение и распространение опыта работы по теме
- продолжить изучать новинки методической литературы по данной теме;
-продолжить привлечение родителей к совместной деятельности по созданию игр с
кругами Луллия и созданию аннотации по их использованию.
Заключение:
*Педагог повысила свою педагогическую компетентность по этому вопросу. Обогатила развивающую среду.
*Была изготовлена картотека игр с игрушкой «Волшебные круги Луллия», создана аннотации по ее использованию по возрастным группам
*Повысила у детей познавательный интерес, они освоили правила игры с кольцами, теперь могут самостоятельно использовать эти игры и любят это делать.
Работа с дошкольниками с кругами Луллия интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах
(способствует более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний детей) Адаптивное их использование в группах воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Данная игрушка может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Приложение №1 Употребление падежных окончаний имен существительных.
Примеры игр «Рассмотри и расскажи»
«Что лишнее?»
Тема «Овощи»
Круге № 1 Картинки - овощи и фрукт: кабачок, лук, тыква, яблоко, картофель, спаржа, чеснок, кукуруза, свекла, патиссон, цветная капуста, салат.
Круг №2
1. Много полезных витаминов в…
2. Хозяйка уронила корзину и вернулась домой без…
3. Мама приготовила салат из…
4. Гусеница ползет по…
Тема «Домашние животные»
Круг № 1 Картинки животных и птицы : лошадь, коза, хомяк, осел, собака, овца, корова, свинья, кролик, морская свинка, кошка, курица.
Круг №2
1. Мальчик рисует…
2. Какую пользу приносит человеку…
3. Что ест?
4. Кто живет во дворе? А кто живет в доме?
Тема «Дикие животные»
Круг № 1 Картинки - животные средней полосы: медведь, лось, кабан, бурундук, волк, олень, мышь, лиса, бобер, рысь, белка, енот, еж, заяц.
Круг №2
1. Дед Мороз приготовил всем подарки. Этот подарок…
2. Дети поют песни о.
3. Доктор Айболит умеет разговаривать с …
4. Кого нельзя встретить в зимнем лесу? А кого можно увидеть?
Тема «Мебель»
Круг № 1 Картинки - мебель и жилище: диван, табурет, стол, полка, трюмо, чум, кровать.
Круг №2
1. Мама вытирает пыль с…
2. Сказочник сочинил историю о…
3. Девочка тянется к…
4. Подъехал грузовик с… в кузове.
Тема «Одежда»
Круг № 1 Картинки - одежда и головной убор: шуба, боди, сарафан, купальник, пиджак, кепка, халат, колготы, куртка, пальто, пижама.
Круг №2
1. Покупатель вышел из магазина с новой…
2. Мастер отрезал кусочек от…
3. Швея заканчивает узор на…
4. Нитка прилипла к…
Тема «Посуда»
Круг № 1 Картинки- посуда и электроприбор: терка, тарелка, сотейник, сито, вилка, утюг, нож, стакан, скалка, сковорода.
Круг №2
1. Повар стоит с… в руке.
2. Мальчик не нашел в шкафу…
3. Девочка заметила царапину на…
4. Девочка тянется к…
Тема «Насекомые»
Круг № 1 Картинки - насекомые и птица: шмель, кузнечик, оса, комар, муха, муравей, паук, богомол, жук, бабочка, воробей, стрекоза, божья коровка, гусеница, пчела.
Круг №2
1. Птенец познакомился с…
2. Мальчик читает книгу о…
3. Мальчик испугался…
4. Теплое солнышко, трава, цветы, речка нужны и бабочке, и.
Аналогично по темам : «Виды транспорта», «Дома», «Головные уборы», «Обувь», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Семья», «Рыбы», «Цветы», «Правила дорожного движения».
Согласование имен существительных с прилагательными
Примеры игр «Рассмотри и составь предложение»
Тема «Фрукты»
Круг № 1 картинки - фрукты : яблоко, мандарин, апельсин, банан
Круг №2 картинки - геометрические фигуры
Круг №3 картинки - 7 основных цветов
Круг №4 картинки – глаз, язык, нос, рука
Аналогично по темам «Овощи», «Ягоды», «Грибы», «Продукты питания», «Сад», «Огород».