Татьяна Юрьевна Корнакова
Экологическое образование детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Так звучит вопрос, задаваемый мною детям дошкольного возраста во время прогулки на улице. Цель данной игры – научить ребенка определять дерево по листьям, семенам, шишкам, плодам, называть его. Во время игры развивается интерес к окружающему миру, что является основой для формирования экологического воспитания ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Что же такое экологическое воспитание ребенка? Если мы посмотрим на слово экология, то заметим, что оно образовано от двух греческих слов «экос» - дом и «логос» - наука, дословно – наука о доме. Следовательно, экологическое воспитание - это процесс формирования бережного отношения человека к природе и в окружающей среде.
Проблема экологического воспитания была и остаётся актуальной. Многие педагоги прошлого столетия внесли огромный вклад в становление экологического воспитания дошкольников. Это и Ян Амос Коменский, который утверждал, что природа влияет на развитие сенсорики ребенка; и Иоган Генрих Песталоцци – считал природу одним из решающих факторов развития ребенка; и Дмитрий Константинович Ушинский, русский педагог и писатель, в своей книге «Родное слово» знакомит детей дошкольного возраста с растениями, животными, неживой природой; и другие. Отсюда можно сделать вывод, что экологическое воспитание сопровождает ребенка с самого его рождения, а воспитатели и педагоги всего лишь помогают детям разобраться в этом.
Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы воспитателя. Но, ознакомительный характер процесса природного воспитания, ориентирование на формальное заучивание, а не на анализ, размышление, оценку экологических ситуаций и действий людей в окружающей среде, утрата способов существования в природе, оторванность от природы, отражающаяся на образе жизни ребенка, его действиях, не позволяют говорить о высокой результативности экологического образования. Поэтому, в современной педагогике экологическое воспитание тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, с методами освоения дошкольником разных сторон действительности, в том числе и природы.
Для поддержки педагогов в обучении экологическому воспитанию детей дошкольного возраста существует множество различных программ: «Паутинка» Ж. Л. Васякиной – Новиковой; «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой; «Живая экология» А. И. Ивановой и другие. Работа воспитателем предполагает комплексный анализ многообразия программ, умение их комбинировать и выбирать различные фрагменты, на базе одной цели. Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада и родителей.
Для решения данной задачи помимо игры, название которой звучит в заголовке данной статьи, на прогулке мной используются и другие: «Когда это бывает?»; «Из чего это сделано?»; «Съедобное/несъедобное»; «Полезное/неполезное»; «Назови дерево (животное, птицу, гриб) по описанию»; «Кто где живет?»; «Живая/неживая природа»; «Летает, плавает, бегает, прыгает»; «Подбери тень»; «Угадай, что съел»; «Что сначала, что потом» и т. д. Каждая игра, по средствам цели знакомит ребенка с природой и окружающим миром, воспитывает бережное и уважительное отношение к природе.
Экологическое воспитание не ограничивается прогулкой на улице, в группе мы с детьми регулярно рассматриваем различные плакаты по экологии : «Чего не стоит делать в лесу", «Вода в природных явлениях» и др. ; читаем сказки: «Сказка о маленьком кедре»; «История одной капли»; «Нет места мусору» и др. ; проводим соревнования: «Знатоки природы»; «Экологический светофор»; ребята знакомятся с животными и растениями Брянской области, занесенными в Красную книгу.
2024 год указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. Именно семья играет ключевую роль в экологическом воспитании и формировании бережного отношения к природе. А использование игр поможет родителям и другим членам семьи с пользой провести время с ребенком, а так же научит правильно вести себя в тех или иных ситуациях, осознанно выполнять правила безопасного поведения в природе.