Оксана Андреева
Роль сказки в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль сказки в воспитании детей».
«Сказка - ложь, да в ней намёк.»
Сказка- это удивительное, психологическое средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития и приобретения опыта.
В наше время, взрослые мало уделяют времени рассказу или чтению сказок своему ребенку, да не просто прочитать, а осмыслить чему она учит.
Публикация «Роль сказки в воспитании детей» размещена в разделах
Ребенок чаще проводит время за компьютером или телевизором и весь багаж ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека с искаженным» внутренним миром.
Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников стала предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева и другие).
Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка.
«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.
В дошкольном возрасте у детей бурно развито воображение, которое они используют в игре и при восприятии художественных произведений, особенно сказок. Художественное восприятие является активным процессом для детей, пробуждающим их нравственные качества, сопереживание героям сказок. Ребенок вживается в образ с помощью воображения, становится участником событий. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его, выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преображая его.
Например, в сказке : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети примеряют на себя роль Иванушки, который хотел пить и сопереживая мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если со мной такое приключилось?»
Благодаря сказке, дети познают мир, выражают свое отношение к добру и злу, а благополучный конец сказки, воспитывает в детях уверенность в преодолении любых жизненных трудностей.
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей. Под её воздействием обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия : творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.
Сказка не содержит больших картин, но дети видят в ней: «чистое поле», «травушку-муравушку», «белую березоньку», «яблочки наливные», и т. д.
Дети очень любят волшебные сказки и сказки о животных. Наиболее знакомые детям животные перешли в сказку : кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, ёж. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных в природных условиях, о том, как они добывают себе пищу, устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах. Результаты исследований детей дошкольного возраста доказывают, что первые представления о многих животных, формируются именно под влиянием сказки. Ведь детские впечатления - самые яркие, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека, а сказочные образы ярко, эмоционально окрашены долго живут в сознании детей.
Сказка учит детей мечтать, а всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью.
Сказка является развивающим, образовательным средством постижения жизни. Любая сказка основана на педагогическом эффекте. Она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает и даже лечит. Дети не любят плохого конца сказки, так как ребенок ставит себя на место героя и мысленно действует, о чем говорилось ранее. Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Сказка помогает ребенку усвоить морально-этические нормы поведения в обществе, определить своё место в жизни.
Умение «слушать» формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого достигает более высокого уровня, развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь.
Педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с различных сторон личности ребенка. Русский педагог Ушинский К. Д. был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Ушинский видел в сказках, простоту, что соответствовало свойствам детской психологии.
Велика роль сказки и в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развития культуры речи, указывали многие педагоги. (Ушинский, Флерина, Сохин, Максаков и др.).
Флерина Е. А. говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что русские народные сказки являются лучшим образцом формы рассказывания. Дети, воспитанные на сказках, имеют большой словарный запас, лучше владеют языком.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Сказки внушают уверенность в победе добра над злом, возрождают в людях духовность, милосердие, гуманность.
Личность ребенка зарождается в детстве, поэтому чем раньше сказка коснется струн души ребенка, и не только ума, тем больше гарантий, что чувство добра возьмут верх над злыми. Уроки, которые дает сказка-это уроки на всю жизнь и для детей, и для взрослых.