Екатерина Владимировна Скопова
Роль динамических пауз, используемых в НОД на занятиях с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Без движения только летаргический сон.
Великая тайна воспитания в том, что физи-
ческие упражнения и упражнения духовные
всегда служат отдыхом друг для друга.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассуди-
тельным, сделайте его крепким и здоро-
вым: пусть он работает, действует, бегает,
кричит, пусть он находится в постоянном
движении".
Жан Жак Руссо.
Публикация «Роль динамических пауз, используемых в НОД на занятиях с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
"Непоседа, егоза, шустрики", как только не называют взрослые детей. Однако, несмотря на всю подвижность, далеко не все дети любят активный отдых. Взрослые далеко не все понимают, как важна двигательная активность для формирования физического и психического здоровья дошкольника. Зачастую, доказательством этого становится возросшее количество детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Основная причина-малоподвижный образ жизни.
Как известно, образовательная деятельность требует от детей нервного напряжения, что в свою очередь ведёт к быстрой утомляемости и ребёнок теряет интерес к процессу обучения. Поэтому учёные настоятельно рекомендуют отвлекать детей от учебного процесса как можно чаще, но с умом. Именно для этого существуют динамические паузы и всякого рода различные игры и упражнения. Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связанно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры и т. д.
Динамические паузы, которые проводятся в течении всего дня выполняют следующие функции:
-развлекательную, создающую благоприятную атмосферу;
-релаксационную, позволяющую снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц нервной системы, мозга;
-коммуникативную, позволяющую объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
-воспитательную, формирующую моральные и нравственные качества;
-обучающую, дающую новые знания, умения, навыки и закрепляют их;
-развивающую, помогающую работать над речью, вниманием, памятью;
-коррекционную, позволяющую "исправлять" эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребёнка;
-профилактическую, предупреждающую появление психологического заболевания;
-лечебную, способствующую выздоровлению.
Динамические паузы также подразделяются на виды;
-подвижные игры
-хороводные игры
-проверка осанки
-пальчиковые игры
-физкультурные минутки
-массаж лица, кистей рук (резиновые и колючие мячики, большие бусины, перетирание ладоней риса, фасоли, камешков, ракушек, сгибание в причудливые образы сенильной проволоки, катание ладонями карандаша и т. д., пальцев.
-ритмические упражнения
-танцевальные игры-повторялки
-игры-ускорялки
- игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, канатам, шнуркам, крышкам от пластиковых бутылок и т. д.)
-музыкальные игры-подражалки ("Мы поём как зайчики, белочки, рычим как тигры, медведи и т. д.)
-физкультурные упражнения
-кинезеологические игры-упражнения.
Использование в работе динамических пауз автоматизирует звуки, развивает интонацию и выразительность голоса, мимики, пластику движений, точность и координацию как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев, а также способствуют разгрузке нервной системы.
Чтобы не выбрал педагог, он должен не только знать динамические паузы, но и уметь умело ими пользоваться и варьировать ими. Ведь любое занятие запомнится быстрее, если в нём присутствует элемент веселья и немного хауса. Педагог не обязан быть профессиональным танцором или музыкантом, но он может сделать "лучшее-прекрасным, а скучное-ярким".
Главное уметь преподнести себя детям и дать им возможность дополнить себя. В наш век интернета и всеобщей глобализации, очень просто подобрать для детей те или иные игры с музыкальным сопровождением и озвучкой. Но всё же, детям всегда интереснее смотреть на того, кто лишь на немного "старше них", а слушать интереснее человека, который может не только научить, но и научиться!