Екатерина Владимировна Скопова
Роль динамических пауз, используемых в НОД на занятиях с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Без движения только летаргический сон.
Великая тайна воспитания в том, что физи-
ческие упражнения и упражнения духовные
всегда служат отдыхом друг для друга.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассуди-
тельным, сделайте его крепким и здоро-
вым: пусть он работает, действует, бегает,
кричит, пусть он находится в постоянном
движении".
Жан Жак Руссо.
Темочки:
"Непоседа, егоза, шустрики", как только не называют взрослые детей. Однако, несмотря на всю подвижность, далеко не все дети любят активный отдых. Взрослые далеко не все понимают, как важна двигательная активность для формирования физического и психического здоровья дошкольника. Зачастую, доказательством этого становится возросшее количество детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Основная причина-малоподвижный образ жизни.
Как известно, образовательная деятельность требует от детей нервного напряжения, что в свою очередь ведёт к быстрой утомляемости и ребёнок теряет интерес к процессу обучения. Поэтому учёные настоятельно рекомендуют отвлекать детей от учебного процесса как можно чаще, но с умом. Именно для этого существуют динамические паузы и всякого рода различные игры и упражнения. Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связанно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры и т. д.
Динамические паузы, которые проводятся в течении всего дня выполняют следующие функции:
-развлекательную, создающую благоприятную атмосферу;
-релаксационную, позволяющую снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц нервной системы, мозга;
-коммуникативную, позволяющую объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
-воспитательную, формирующую моральные и нравственные качества;
-обучающую, дающую новые знания, умения, навыки и закрепляют их;
-развивающую, помогающую работать над речью, вниманием, памятью;
-коррекционную, позволяющую "исправлять" эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребёнка;
-профилактическую, предупреждающую появление психологического заболевания;
-лечебную, способствующую выздоровлению.
Динамические паузы также подразделяются на виды;
-подвижные игры
-хороводные игры
-проверка осанки
-пальчиковые игры
-физкультурные минутки
-массаж лица, кистей рук (резиновые и колючие мячики, большие бусины, перетирание ладоней риса, фасоли, камешков, ракушек, сгибание в причудливые образы сенильной проволоки, катание ладонями карандаша и т. д., пальцев.
-ритмические упражнения
-танцевальные игры-повторялки
-игры-ускорялки
- игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, канатам, шнуркам, крышкам от пластиковых бутылок и т. д.)
-музыкальные игры-подражалки ("Мы поём как зайчики, белочки, рычим как тигры, медведи и т. д.)
-физкультурные упражнения
-кинезеологические игры-упражнения.
Использование в работе динамических пауз автоматизирует звуки, развивает интонацию и выразительность голоса, мимики, пластику движений, точность и координацию как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев, а также способствуют разгрузке нервной системы.
Чтобы не выбрал педагог, он должен не только знать динамические паузы, но и уметь умело ими пользоваться и варьировать ими. Ведь любое занятие запомнится быстрее, если в нём присутствует элемент веселья и немного хауса. Педагог не обязан быть профессиональным танцором или музыкантом, но он может сделать "лучшее-прекрасным, а скучное-ярким".
Главное уметь преподнести себя детям и дать им возможность дополнить себя. В наш век интернета и всеобщей глобализации, очень просто подобрать для детей те или иные игры с музыкальным сопровождением и озвучкой. Но всё же, детям всегда интереснее смотреть на того, кто лишь на немного "старше них", а слушать интереснее человека, который может не только научить, но и научиться!