Наталья Смирнова
Рисование как средство формирования представлений о цвете и форме у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель ГБДОУ 85
Смирнова Наталья Владимировна
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Рисование как средство формирования представлений о цвете и форме у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов.
Рисование - вид изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам.
Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает внимание художников, педагогов и психологов (Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н. А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.).
По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельное подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, рисунок - одна из таких опор.
Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и рисование, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале ("домик из кубиков и "домик" на рисунке). Продукты изобразительной деятельности - не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т. п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Цвет как категория для ребенка начинает уже существовать. Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета. Только благодаря отрыву этих свойств от предмета становится возможной работа с этими свойствами на основе эталонов, мер. Как показали исследования Д. В. Запорожца, Л. А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер.
Сенсорные эталоны - это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т. д. В детском саду ребенок обучается рисованию. Овладение знаниями и умениями в этой области требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Выработка конструктивного видения предметов требует исследования формы предмета (образца, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных представлений о форме, пропорциях предполагает знакомство с геометрическими фигурами и их разновидностями, сравнение объектов по величине в ходе рисования.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Решая задачи сенсорного развития, детское рисование решает задачи создания изображения как образа предмета. Художественные приемы, открываемые и используемые детьми, - это быстрые графические техники рисования карандашом, авторучкой, фломастерами, мелками; к выразительным художественным средствам следует отнести форму, ее конфигурацию и зримые очертания предметов - взаиморасположение элементов, и цвет для передачи предметного цвета в его однозначности (солнце - желтое, трава - зеленая, небо - синее, мишка - коричневый, цветок - красный или синий).
Детьми осваиваются такие художественные средства, как композиционная выразительность - пропорциональность величин форм и их частей, взаиморасположение форм, расположение изображений в формате листа (картинной плоскости) - и живописность цвета и цветовых сочетаний. В ходе рисования отмечается всплеск интеллектуальной активности. Детьми делаются творческие попытки воплотить в изображении свои представления о том, что такое движение, пространство, время.
А. И. Савенков отмечал, что процесс познания мира ребенком, неотделим от стремления, попробовать самому изобразить то, что он видит вокруг себя. Наша задача помочь ему в этом. Дети начинают рисовать в очень раннем возрасте. Первые каракули и в 2-3 года чисто случайны, но постепенно они приобретают характер сознательного рисунка. Рисунок становится языком, которым ребенок передает свою мысль. Эти рисунки очень своеобразны, отличаются не проницательностью и несоответствием форм. Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Научиться видеть красоту и во что-то ее претворять – важная и сложная задача. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются не развитыми, а значит и не реализованным в дальнейшем, а ведь в самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится, чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.
Возможности использования рисования в формировании
представлений о цвете и форме у младших дошкольников
В формировании личности ребенка большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности у детей, так и их мышление. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память.
При занятии рисованием ребёнок учится воображать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него развивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является зрительное восприятие. Из многолетних наблюдений специалистов видно, что трехлетние дети обычно рассматривают предмет и руками, и глазами одновременно. Они не умеют рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии, так как не отдают себе отчет в том, что видят. Взглянув на предмет, ребенок тут же отворачивается от него. Если взрослый возвращает внимание ребенка к этому предмету, малыш задерживает взгляд на какой-нибудь его части (выступ, углубление, острый угол). Этим обычно и ограничивается его зрительное знакомство с новым предметом. Это говорит о том, что зрительное восприятие формы, цвета, размера у маленьких детей фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчётливых зрительных образов формы, цвета, размера объекта. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка. Не выделяя форму, размер, цвет предметов, как существенный признак, малыш с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Его руки действуют неловко, плохо приспосабливаются к форме предметов, часто роняют их, а если удерживают, то неудобным способом. Но если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. При этом активизация процесса развития восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности.
Развитие у детей творческих способностей по изобразительной деятельности - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен. Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа. Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах воспитатель рисует сам, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем он рисует, а дети комментируют сюжет и детали изображения. Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения: «На что похоже?», «Найди такой же», «Что ты увидел в пятнах?». Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой, на развитие руки). Например, «Помоги найти похожий цвет», «Что бывает этого цвета?». Следует проводить эксперименты с цветом, добавляя белую гуашь в другие краски. В результате получаются осветленные тона. Дети знакомятся с оттенками основного цвета. Постепенно учатся получать оранжевый, голубой, розовый тон. Дети сравнивают цвета, сами отмечают, какой цвет основной, какой цвет добавлен и в какой пропорции. Чтобы вызвать желание рисовать, ребенок становится участником событий и помогает героям в беде, например, «Помоги Зайчику найти дорожку». На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Использование вспомогательных средств развивают руку ребенка. Развивают восприятие формы и цвета. Одновременно решаются и познавательные задачи. Постепенно дети знакомятся и применяют в работе различные изобразительные материалы. Они рисуют красками, мелками, карандашами, фломастерами. Пользуются вспомогательными средствами - печатками, свечами, поролоном. Все изобразительные материалы должны находиться в доступном месте для детей, ребенок свободен в выборе материалов. Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, следует пристать к обучению детей другим интересным изобразительным технологиям.
Воспитатель должен помогать детям овладеть рациональными приёмами зрительного обследования предмета (формы, цвета, величины). Научить их целенаправленному рассматриванию. Успешнее всего эту работу проводить с помощью интересных и занимательных для детей обучающих игр и нетрадиционной техники рисования. Воспитатель должен уметь создать игровые ситуации, в которых у детей возникают потребности рассмотреть внимательно предмет и выделить его форму, цвет, размер. Для этого можно применять дидактические игры: «Принеси и покажи», «Геометрическое лото», игры тренажеры «Виноград», «Весёлый клоун», многофункциональный тренажер «Юбка», рисование «Дорисуй», «На что похоже», с помощью которых дети учатся различать геометрические фигуры, цвет, форму; развивается мелкая моторика.
На дальнейшем этапе работы, необходимо обучить детей рациональным приемам зрительного обследования размера, формы, цвета. Для этого ребенку предлагается рассмотреть предмет со всех сторон, обследовать его с помощью согласованных движений глаз и руки по контуру предмета. Применяется прием, где ребенок самостоятельно обводит контур предмета, ведет за собой свой взор. В дальнейшем рельефный контур заменяется плоскостным и прорисованным.
Следующим приемом, который можно предложить детям, заключается в накладывании фигуры на контур той же фигуры, прорисованной на образце. Ребенок глазами выбирает фигуру и накладывает его на контур, определяет, соответствует ли она по форме образцу через игру «Закрой окошко». В другой игре «где твой дом?» - ребенок соотносит фигуру с образцом уже без накладывания, только глазами. Так же эффективным (способом) приемом развития зрительного восприятия предмета, является моделирование, т. е. воспроизведение контуров фигуры, путем выкладывания её формы с помощью однотипных деталей (палочки разной величины и цвета). Такой материал рекомендуется детям для индивидуальных занятий. Следующим важным условием развитие зрительного восприятия, является связь познавательной задачи с эстетической. Без развития эстетического отношения ребенка к окружающей действительности зрительное восприятие невозможно. Поэтому через специально организованные игры, зрительное восприятие формирует готовность ребенка к рисованию в нетрадиционной форме. Тем самым в процессе рисования у детей, развивается: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Для выразительности рисунка, умений детьми применять цвет, форму, размер ритмичного изображения, на занятиях по рисованию применяются нетрадиционные методы и приемы, способствующие развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз.
Изобразительная деятельность дошкольников - эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей. Накопление знаний и развитие природных задатков происходит к старшему дошкольному возрасту. Этому благоприятствуют такие факторы как повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского мышления, игровое отношение ко всему, с чем ребенку приходится сталкиваться в окружающей действительности. Детский возраст характеризуется большой реактивностью, чувственностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. Эмоции служат для ребенка своеобразной опорой, необходимой для запечатления того или иного материала.
Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов : их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием, наглядно-образный и игровые приемы, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного формирования восприятия цвета и формы.
Методы обучения рисованию :
• Рисование в воздухе – изображение линией и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.
• Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
• Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
• Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков. В группе было обеспечено наличие необходимых разнообразных художественных материалов: акварельные краски, гуашь, карандаши, мелки, пластилин,палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, и т. д.
Значимое место занимает работа с родителями, которая может включать в себя следующие формы :
1) родительские собрания и консультации;
2) беседы;
3) наглядная информация : буклеты, памятки;
4) мастер-классы;
5) привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
6) участие в конкурсах, выставках.
В ходе рисования с использованием разных техник обогащается сенсорный опыт детей, идет их практическое освоение детьми. Применение рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их свойствах, цвете, форме, материалах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, так и бумагой, свечой и т. д.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят постепенно появляется вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.
Работа с техниками рисования изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение у детей. Во время рисования нетрадиционными техниками дети раскрепощаются, не боятся сделать что-то не так, они ощущают положительные эмоции не только от самого процесса, но и от полученного результата.
При организации работы необходимо опираться на следующие принципы:
1) принцип поэтапности (от простого к сложному);
2) принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве);
3) принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов);
4) принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка).
Методы и приемы при проведении непрерывной образовательной деятельности:
1) Обучение осуществляется на основе восприятия наглядного материала. Показ техники, но желательно не допускать показа готовых образцов.
2) Показ действий. Этот прием становится «ориентиром действий», толчком к самостоятельным действиям детей. В ходе показа каждое действие называется.
3) Метод совместных действий педагога и ребенка - «сотворчество», которое помогает вызвать у детей желание участвовать в совместном рисовании.
4) Через метод пассивных движений, осуществляется помощь неуверенным в себе детям, где действие рукой ребенка помогает почувствовать движение.
5) Широкое использование игровых приемов. Сюжеты будущих рисунков обыгрываются с помощью различных игрушек и предметов, используются стихи, загадки, потешки и т. д. Этот метод позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создавать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Список литературы:
1. Вершинина Н. А. Вклад ученых XX века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста : Гносеологическая модель развития. Монография. – СПб: Изд-во «Лема», 2008.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М. : «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2008.
3. Комарова И. А., Ершова Н. В. «Дом наших улыбок». – Мозырь, 2008.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд-во: Педагогическое общество России. – М., 2007.
6. Немов Р. С. Психология в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. / Р. С. Немов. — 5-е изд. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
7. Немов Р. С. Психология в 3-х кн. Кн. 2: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2009.
8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М. : Высшее образование; МГППУ, 2006.
9. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 2008.
10. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3– 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008. – 32 с.
11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3– 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
12. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96 с.
13. Одинокова Г. Ю. Шлеп… Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. –
14. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.
15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 96
16. Особенности психического развития детей 4-х летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М. : Просвещение, 2008. - 345с.
17. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М. : Просвещение, 2016. – 210с.
18. Психическое развитие дошкольников/ Под ред. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. - М. : Педагогика, 2000. - 128с.
19. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. - М. : Просвещение, 1996. - 496с.
20. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М. : Просвещение, 1996 - с. 44.
21. Преганов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 2010. - №10. - С. 19 – 27.
22. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М., Изд. д. «Воспитание дошкольника», 2006. - 319с.
23. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) / Под ред. Н. П. Сакулиной Н. Н. Поддьякова. - М. : Просвещение, 2016 г. – 242с.
24. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М. :, 2017. - 181 с.
Формирование восприятия цвета у дошкольников/ Под ред. А. В. Запорожца и 25. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой А. В. Размысловой. - М. : Просвещение, 2002. - 148с.
26. Цвет. Форма. Количество / Альтхауз Д. Дум Э. - М. . : Просвещение, 1984 - с. 145
27. Зеньковский В. В. История русской философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/istorija-russkoj-filosofii/
28. Газман О. С., Вейс Р. М. и др. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002129201
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный.