Сушко Марина Сергеевна
Развитие общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сушко Марина Сергеевна
воспитатель 1 категории,
МБОУ НОШ Образовательный холдинг
«Детство без границ»
г. Усть-Лабинск
Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: психическое развития ребенка, общение, формы общения, личность ребенка
Публикация «Развитие общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Аннотация к статье: Потребность в общении - одно из самых важных человеческих потребностей. Детям просто необходимо общение со взрослы-ми. Но взрослым иногда кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой, но это не так. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. В связи с этим возрастает значение общения детей со взрослыми на протяжении всего дошкольного детства. В статье говорится что, от количества и качества общения со взрослыми, зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Особое внимание уделяется четырём различным формам общения со взрослыми, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка.
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. С самого рождения ребенок вступает в разнообразные отношения с окружающими.
По определению М. И. Лисиной: общение -это взаимодействие двух или более людей, направленное на налаживания отношений и достижения общего результата. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Только в общение со взрослыми людьми ребенок может получить общественно-исторический опыт человечества. [4]
Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивно-го и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Л. С. Выготский считал, что если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатома - физиологически напоминающим человека. Ребенок в процессе общения раз-вивается, приобретает психические и поведенческие качества. [1]
Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми. Поэтому, рас-смотрение вопроса развития общения дошкольников со взрослыми является чрезвычайно актуальным.
Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюции или поддержания status quo социальной структуры общества - в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения.
C точки зрения психологии (например А. А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (со-циально ориентированное общение). [3]
Более простое определение дается М. И. Лисиной: общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. [4]
Свойства общения :
- общение есть взаимонаправленное действие;
- оно подразумевает активность каждого из его участников;
- участники его рассчитывают получить отклик / ответ от партнера по общению;
- каждый из участников этого процесса выступает как личность.
Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других, человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление и есть потребность в общении.
Основными функциями общения являются :
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
- формирование и развитие межличностных отношений;
- познание людьми друг друга;
- общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.
В ходе общения формируется так называемый продукт общения - образования как материального так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют : общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.
Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей общения ребенка со взрослыми.
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и на физическое развитие ребенка. [7]
Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л. С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находиться не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Общение со взрослыми выступает как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало. Отношение взрослого к ребенку облегчает пони-мание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации-адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям.
Согласно позиции Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
Такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения со взрослым. Взрослый выступал как абстрактный и формальный носитель знаков, сенсорных эталонов, интеллектуальных операции, правил поведения, т. е. как посредник между ребенком и культурой, но не как живой конкретный человек. [1]
Отечественный психолог М. И. Лисина рассматривает общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в без-опасности, в активности и т. д.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Та-кое познание включает два пути или аспекта.
Первый путь заключается в том, что человек стремиться узнать и оценить свои отдельные качества и способности (что он может, умеет, знает).
Сделать это он может только с помощью других людей. Первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных качеств - их обнаружение, оценку и сравнение путь познания себя и другого заключается в соединении, в приобщенности к другим людям. Пережив определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение, мы как бы проникаем в его сущность, и здесь стремление к познанию удовлетворяется путем соединения, приобщенности. В таком соединение не приобретаются новые знания, но именно в отношениях с другим человеком осознает себя, открывает и понимает других во всей их целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.
Общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом для общения является человек, а для ребенка - взрослый. М. И. Лисиной было выделено три группы качеств и три категории мотивов общения - деловые, познавательные и личностные.
Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общение с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т. д.
Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового. Взрослый выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Личностные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в это случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть от-дельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как целостной личностью.
Деловые и познавательные мотивы общения включаются еще в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет лишь часть широкого взаимодействия ребенка и взрослого.
У младенцев общение со взрослыми играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос матери (взрослого) раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздра-жители. Психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психологических способностей и качеств ребенка : мышление, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения за-висит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. [4]
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и само-сознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.
Ребенок не рождается с потребностью в общении. Она развивается в процессе общения с родителями, когда родители разговаривают с ним, лакают. Именно их в первые месяцы своей жизни видят дети.
На протяжении детства появляются и развиваются четыре различных формы общения со взрослыми, по которым можно судить о характере про-исходящего психического развития ребенка. Важной задачей является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша.
1. ситуативно-личностная (со второго месяца);
2. ситуативно-деловая (со второго полугодия и длится
примерно до 4 лет);
3. внеситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
4. внеситуативно-личностное (5-6 лет).
1. Первая форма общения ребенка со взрослым была названа ситуативно-личностной, которое протекает в период от одного до шести месяцев жизни. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействие взрослого, потом ребенок начинает активно двигаться, привлекая к себе внимание, даже когда взрослый ругается, ребенок радуется потому что - это внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается на всю жизнь. Зародыши всех важных качеств (развитие личности, активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т. д.) появляются в общении матери с мла-денцем. Младенец не выделяет отдельных качеств взрослого. Для него не является главным уровень знаний и умений взрослого, его социальное и имущественное положение, то как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает личность взрослого его отношение к нему. Средством общения для данной формы является обмен взглядами, улыбками, вскриками и гулениями ребенка, ласковым разговором взрослого и носят исключительно экспрессивно - мимический характер. В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой - либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно - мимические средства общения.
2. Следующей формой общения ребенка со взрослым - ситуативно-деловая - и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становиться нужный и интересный ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. К экспрессивно - мимическим средствам добавляются предметно - действенные - дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Но предмет сам по себе ребенку не интересен, ему интересно как этим предметом можно пользоваться. Это происходит по двум причинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтений, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочтительными потому, что они в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Для того что бы дети начали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Такие совместные игры представляю собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения. Для неё характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бы-товыми предметами (ложкой, вилкой, горшком, расческой, одеваться, умываться, играть с игрушкой и т. д.). Также здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Он становиться субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.
Появляются первые слова, ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку нужно назвать его. Причем эту задачу - сказать то или иное слово - ставит перед ребенком, только взрослый. Так во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное - общение, мышление, речь.
3. Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир постоянных вещей.
В этом возрасте формой общения ребенка со взрослым является внеситуативное общение, то есть общение содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Внеситуативное общение становиться возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого, ему нужно разговаривать, рассказывать дошкольнику о том чего тот не видел и не знает, расширять его представление о мире.
Существует две формы внеситуативного общения :
- внеситуативно-познавательная (потребность во внимании,
сотрудничестве и уважении(4-5 лет);
- внеситуативно-личностное (потребность в
доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении
взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и
взаимопонимания (5-6 лет).
Ведущий мотив общения :
Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение данной формы общения в общем развитии ребенка :
- первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
- приобщение к моральным и нравственным ценностям общества пере-ход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Для внеситуативно-познавательного общения ребенка со взрослым характерно : хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации; познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; потребность в уважение взрослого, которая вы-ражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Ребенку нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании становиться основной потребностью, побуждающей ребенка к общению часто говорят детям как надо себя вести и что надо делать и дети выбирают подчиняться, или не подчиняться, но к шести годам, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте.
4. Это начало внеситуативно-личностной формы общения самого сложного и высшего в дошкольном возрасте. Для него характерны: потребность во взаимопонимании и сопереживании; личностные мотивы; речевые средства общения. Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно нормы и правела поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых и в соответствии с этим по-разному строить свои от-ношения в общении с ними. Общение предполагает взаимность и обоюдность. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него, они могут быть приязненными, доверчивыми, заинтересованными, равнодушными, спокойными, неспокойными и т. д. [8]
Именно взрослый становиться первым собеседником ребенка и от того как будет общаться взрослым во многом будет зависеть как будут развиваться ребенок. Если взрослый, выполняя свои обязанности по уходу за ребенком, делает это «сухо» ограничиваясь несколькими словами, то ребенок не сможет полностью удовлетворить свою потребность в общение. Ребенок который задает вопросы и не получает на них ответы, который стремиться по-знать мир вокруг но не находит поддержки и помощи теряет интерес к знаниям и такому ребенку в дальнейшем очень трудно учится в школе. Взрослый должен помогать формированию всех видов общения, тем самым помогая формированию личности ребенка. Общаясь взрослый должен говорить все время правду так как ребенок запоминает все и в будущем «нестыковка» информации может сильно подорвать доверие ребенка ко взрослому, что в будущем приведет к тому что все слова сказанные взрослым ребенок будет ставить под сомнения. [6]
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут воз-никнуть только в отношениях со взрослыми.
По мере обогащения душевной жизни ребенка значение общения становится все сложнее и глубже, расширяясь в связях с миром и в появлении новых способностей. [5]
Таким образом, для самых маленьких детей очень важно, чтобы взрослый являлся богатым источником разнообразных воздействии, без которых они могут испытывать недостаток впечатлений. Одновременно с этим происходит обогащение опыта ребенка. Процесс развития личности - это этап развития отношений между ребёнком и взрослым.
Только взрослые, педагоги могут привить навыки общения уже с ран-него детства. Именно они показывают детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, организует взаимодействие их друг с другом, учат адекватному эмоциональному общению.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом. Однако даже самые лучшие детские передачи или видио фильмы не могут заменить общения взрослых с детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития ребенка. Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психиче-ское, но и, на ранних этапах,на физическое развитие ребенка.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз. 1997.
2. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. Вопросы психологии. -1996.-№6.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. -М. ,1975.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986
5. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. За-ведений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
6. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками.
7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М. : Владос, 2010
8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997