Диана Федюшина
Статья «Развитие неречевых и речевых психических функций средствами мнемотехники у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
К вопросу об истории развитии мнемотехники как средства когнитивно-эмоционального целостного развития ребенка
Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто бесполезных, усилий.
Публикация «Статья „Развитие неречевых и речевых психических функций средствами мнемотехники у дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В частном случае ученик, одаренный хорошей памятью, имеет всегда превосходство над своими товарищами, не столь счастливыми в этом отношении, и всегда заслуживает похвалы учителей, успевая больше при экзаменах и конкурсных испытаниях, и то с гораздо меньшим трудом.
Но, употребляя известные способы и приемы, можно часто в скором времени достигнуть таких результатов, до каких во многом не в состоянии дойти даже люди, наиболее одаренные памятью.
Мнемотехника или искусство укреплять память имеет эту цель и позволяет удерживать максимум познаний в минимум времени и с минимумом труда.
Основание мнемонике положил еще греческий философ Пифагор, который и назвал ее мнемотехникой, (искусство памяти, а занимающиеся ею были названы мнемонистами. Ею удачно воспользовался Симонид, а за ним и Цицерон, который даже написал трактат о мнемонике, в котором говорит, что "он многим обязан этой науке, и что она необходима для всякой памяти, как самой лучшей, так и самой плохой".
Мнемоника (иногда мнемотехника) -это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию.
В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития. Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.
Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паи раннее запомнилось. Психическим процессом, противоположном забыванию, является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека. Разумеется, не вес, чего человек запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось. Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что поит ном-нить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности. Сохранение в памяти прошлого оказывается связанным с чувствами. Сильные переживания способствует прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера.
Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями.
Таким образом, в настоящее время разнообразие приемов запоминания используется в различных методиках. В современных педагогических разработках представлены разные модели использования мнемотехнических приемов. Мне показалось приемлемо использовать для развития речевых и неречевых функций авторскую методику Кварцевой Е. Г. мнемотехника – как когнитивное развитие дошкольников.
Развитие неречевых и речевых психических процессов средствами мнемотехники
Цель методики обучение детей специальным приёмам обработки и запоминания различной информации. Дети должны усвоить способы познания мира, способы обработки поступающей информации
Содержание методики заключается в:
1. Освоение методов рацио -, мнемо-, и эйдотехники на материале:
-ознакомление с окружающим- природа, времена года, растительный и животный мир.
-история, архитектура.
-развитие математических представлений.
-развитие логического мышления на основе освоение приёмов рацио-
и мнемотехнике, решению задач на смекалку.
-обучение чтению.
На занятие используется: набор слов, открыток, коллаж, мнемотаблица - это помогает более рационально освоить предлагаемую информацию.
Открытки, слова, коллаж развивают зрительную, слуховую память, логическое мышление, воображение, активизируется словарь. Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:
-развитие всех видов памяти.
-обработка различных приёмов запоминания (сюжет, трансформация, ассоциация).
-развитие логического мышления (умение анализировать).
-развитие образного мышления (кодирование образной информации).
-решают дидактические, общеобразовательные задачи, несут различную информацию
-развивают смекалку, тренируют внимание.
-развивают умение правильно воспроизводить графически.
Задача педагога - обучить ребёнка приёмам и методам обработки информации, дать ему возможность «примерить» различные методы и приёмы и выбрать свой собственный. Мнемотехника помогает выработать определённый алгоритм обработки информации, формированию логических структур. Но иногда устойчивые логические структуры тормозят решению задач, проблем. Поэтому необходимо научить большому кол-ву методов и приёмов. Основными задачами мнемотехники являются.
1. Развитие общих способностей на основе различных видов памяти, мышления, воображения.
2. Освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение.
3. Психофизическое и интеллектуальная подготовка к школе.
4. Обучение на основе интеллектуального тренинга.
Эйдотехника - система образной обработки информации. (на вкус, запах, энергетика).
Рациотехника - логические способы обработки информации, осознание взаимосвязей между элементами информации (из чего состоит).
Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания (ассоциация, на что похоже)
Заключение
Достаточный уровень развития речевых и неречевых психических функций является одним из важных фактором готовности к школьному обучению. Особую актуальность имеет решение данного вопроса применительно к детям с речевой патологией.
Взаимосвязь в развитии речи и неречевых психических функций обуславливает влияние нарушений речи на формирование познавательной деятельности у детей у детей с речевой патологией.