Наталья Асланова
Предметно-пространственная среда в образовательном учреждении или как появляется хороший ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
В отношениях с ребенком для меня всегда существовала опасность нарушить его экологию, вообще нарушить экологию «детства». Поэтому я не столько провожу занятия (а в них неизбежно будет присутствовать взгляд на мир, сколько занимаюсь, в первую очередь, созданием пространства группы, созданием так называемых «хороших условий» для пребывания ребенка в образовательном учреждении.
В хороших условиях ребенок гармонично растет, созревает и реализуется.
Публикация «Предметно-пространственная среда в образовательном учреждении или как появляется хороший ребенок» размещена в разделах
И они будут хорошими, если они хороши и для детей вообще (как особой категории человечества, и для каждого ребенка в отдельности. Поэтому все имеющиеся пространства группы, традиции, ритуалы должны иметь возможность изменятся, подстраиваться под конкретного ребенка, группу детей. Все должно быть живым, то есть реагировать на обращенный к нему взгляд ребенка.
Простой пример, ящик с песком. Есть в группе ящик с сухим песком, в котором дети играют и я знаю теоретически, что таких ящиков должно быть два – с сухим и с мокрым песком (для разных детей нужно разное, но недосуг пока это устроить – и места мало, и грязи будет много.
Появляется девочка, которая упорно, несмотря на запрет, приносит и наливает в сухой песок воду. Для меня это значит, что она не находит в группе адекватную замену своим действиям с мокрым песком: возраст маловат или проблемы сильны – не дают свободно варьировать. И она меня убедила – в группе появляется ящик с мокрым песком. И место сразу нашлось, и грязи мы не боимся – раз надо, значит надо. И это не детский каприз (а хотя бы и так, а жизненная необходимость для этой девочки.
Для кого появился этот ящик? Только для нее? Как бы не так! Все дети ринулись там играть. Почему же его до сих пор не было в группе? Я не корю себя (как же легко мне живется): не было, значит, не был нужен. Но если, к примеру, дети изо дня в день ищут на улице воду и не могут ее найти, а я ничего не предпринимаю или даже не знаю об этом, то моему возмущению собой нет предела! Это принципиально: мы не можем и не хотим поместить в комнату весь мир, данный ребенку так же, как он ему. Мы можем создать для него безопасный минимум, и чутко следить за любыми попытками пополнить его (дети приносят с прогулки камни, веточки, из дома любимую игрушку).
Я внимательна к действиям ребенка по изменению существующего в группе материального мира, к его попыткам изменения правил, отношений, к тому, как он встраивается в этот мир и как привносит его в себя: свои потребности, свои правила – словом, свой мир. И особо ценны его попытки и достижения по созданию своего пространства, своих отношений в условиях, хоть и комфортных и безопасных, но заданных внешним образом.
Самое главное из хороших условий – это соответствующее отношение взрослого, работающего с детьми, и не только (родителей и законных представителей, к самим детям.
Когда я рядом с ребенком, а особенно, когда работаю с детьми, я:
-искренне интересуюсь ребенком и строю теплые, заботливые отношения с ним;
-стараюсь принимать ребенка безусловно и не требую от него никаких изменений, в тех случаях, когда он не нарушает мои границы и границы других детей и взрослых (это очень тонкое условие, пользоваться им надо максимально честно);
-создаю у ребенка чувство безопасности и дозволенности в отношениях, так чтобы он мог свободно исследовать и выражать собственное я;
-стараюсь быть чувствительной к переживаниям ребенка и отражаю его чувства таким образом, что ребенок постепенно приходит к само пониманию;
-глубоко верю в способность ребенка действовать ответственно, уважаю способность ребенка решать личные проблемы и разрешаю ребенку это делать;
-ценю постепенность процесса роста и не пытаюсь его ускорить;
-устанавливаю ограничения, но только такие, которые согласуются с реальными и нравственными мерами безопасности и продиктованы защитой границ – моих и каждого ребенка.
Иными словами:
-личность важнее проблемы;
-настоящее важнее прошлого;
-чувства важнее мыслей и действий;
-понимание важнее объяснения;
-направленность важнее инструкции взрослого;
-мудрость ребенка важнее знаний взрослого.
Любящие родители, вынужденные отдавать ребенка в сад меня поймут. Они обычно говорят: «Только бы воспитатель хороший попался. Только бы его не обижали. Жалели бы, если ударится. А будет скучать, плакать будет, вытрут слезки, приголубят». А те родители, кому нужны особые методики, раннее развитие, развитие логического мышления или даже безобидной мелкой моторики, попробуйте вспомнить свое детство: самые счастливые и самые ужасные его моменты… Вспоминаются мне слова одного актера из советского фильма: «Человек не для радости живет, а для совести», - где под совестью понимается странное стремление сделать для другого то, что считаешь нужным? А чего мы хотим для наших детей?. Или, может быть, все-таки, позволим им самим – хотеть?
Обнаружив, что Детство есть и признав его ценность, как счастливой стихии из всех имеющихся на Земле стихий, давайте присмотримся к нему повнимательнее на примере ярких его представителей – детей:
-Дети – не маленькие взрослые. Поэтому устройство их жизни должно быть совершенно особенным, оно не должно копировать взрослую жизнь в миниатюре.
-Дети – люди. Они способны к глубоким, эмоциональным переживаниям, боли и радости, и им важно, что их переживания были услышаны другими людьми, взрослыми или людьми.
-Дети уникальны и заслуживают уважения.
-Дети обладают огромной способностью к преодолению препятствий.
-Дети обладают внутренней интуитивной мудростью, имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию.
-Игра - естественный язык ребенка.
Вывод, думаю, очевиден. Ребенку надо дать прожить свой игровой период. Это утверждение лежит в основе моей работы с детьми. Добавлю из своего опыта: если дети в течении дня имели возможность свободно играть с другими детьми, с различными предметами, они с удовольствием идут и на занятия, где им приходится играть по чужим правилам.