Папки-передвижки

Предметно-пространственная среда в образовательном учреждении или как появляется хороший ребенок

Наталья Асланова
Предметно-пространственная среда в образовательном учреждении или как появляется хороший ребенок
▼ Скачать + Заказать документы

В отношениях с ребенком для меня всегда существовала опасность нарушить его экологию, вообще нарушить экологию «детства». Поэтому я не столько провожу занятия (а в них неизбежно будет присутствовать взгляд на мир, сколько занимаюсь, в первую очередь, созданием пространства группы, созданием так называемых «хороших условий» для пребывания ребенка в образовательном учреждении.

В хороших условиях ребенок гармонично растет, созревает и реализуется.

Публикация «Предметно-пространственная среда в образовательном учреждении или как появляется хороший ребенок» размещена в разделах

И они будут хорошими, если они хороши и для детей вообще (как особой категории человечества, и для каждого ребенка в отдельности. Поэтому все имеющиеся пространства группы, традиции, ритуалы должны иметь возможность изменятся, подстраиваться под конкретного ребенка, группу детей. Все должно быть живым, то есть реагировать на обращенный к нему взгляд ребенка.

Простой пример, ящик с песком. Есть в группе ящик с сухим песком, в котором дети играют и я знаю теоретически, что таких ящиков должно быть два – с сухим и с мокрым песком (для разных детей нужно разное, но недосуг пока это устроить – и места мало, и грязи будет много.

Появляется девочка, которая упорно, несмотря на запрет, приносит и наливает в сухой песок воду. Для меня это значит, что она не находит в группе адекватную замену своим действиям с мокрым песком: возраст маловат или проблемы сильны – не дают свободно варьировать. И она меня убедила – в группе появляется ящик с мокрым песком. И место сразу нашлось, и грязи мы не боимся – раз надо, значит надо. И это не детский каприз (а хотя бы и так, а жизненная необходимость для этой девочки.

Для кого появился этот ящик? Только для нее? Как бы не так! Все дети ринулись там играть. Почему же его до сих пор не было в группе? Я не корю себя (как же легко мне живется): не было, значит, не был нужен. Но если, к примеру, дети изо дня в день ищут на улице воду и не могут ее найти, а я ничего не предпринимаю или даже не знаю об этом, то моему возмущению собой нет предела! Это принципиально: мы не можем и не хотим поместить в комнату весь мир, данный ребенку так же, как он ему. Мы можем создать для него безопасный минимум, и чутко следить за любыми попытками пополнить его (дети приносят с прогулки камни, веточки, из дома любимую игрушку).

Я внимательна к действиям ребенка по изменению существующего в группе материального мира, к его попыткам изменения правил, отношений, к тому, как он встраивается в этот мир и как привносит его в себя: свои потребности, свои правила – словом, свой мир. И особо ценны его попытки и достижения по созданию своего пространства, своих отношений в условиях, хоть и комфортных и безопасных, но заданных внешним образом.

Самое главное из хороших условий – это соответствующее отношение взрослого, работающего с детьми, и не только (родителей и законных представителей, к самим детям.

Когда я рядом с ребенком, а особенно, когда работаю с детьми, я:

-искренне интересуюсь ребенком и строю теплые, заботливые отношения с ним;

-стараюсь принимать ребенка безусловно и не требую от него никаких изменений, в тех случаях, когда он не нарушает мои границы и границы других детей и взрослых (это очень тонкое условие, пользоваться им надо максимально честно);

-создаю у ребенка чувство безопасности и дозволенности в отношениях, так чтобы он мог свободно исследовать и выражать собственное я;

-стараюсь быть чувствительной к переживаниям ребенка и отражаю его чувства таким образом, что ребенок постепенно приходит к само пониманию;

-глубоко верю в способность ребенка действовать ответственно, уважаю способность ребенка решать личные проблемы и разрешаю ребенку это делать;

-ценю постепенность процесса роста и не пытаюсь его ускорить;

-устанавливаю ограничения, но только такие, которые согласуются с реальными и нравственными мерами безопасности и продиктованы защитой границ – моих и каждого ребенка.

Иными словами:

-личность важнее проблемы;

-настоящее важнее прошлого;

-чувства важнее мыслей и действий;

-понимание важнее объяснения;

-направленность важнее инструкции взрослого;

-мудрость ребенка важнее знаний взрослого.

Любящие родители, вынужденные отдавать ребенка в сад меня поймут. Они обычно говорят: «Только бы воспитатель хороший попался. Только бы его не обижали. Жалели бы, если ударится. А будет скучать, плакать будет, вытрут слезки, приголубят». А те родители, кому нужны особые методики, раннее развитие, развитие логического мышления или даже безобидной мелкой моторики, попробуйте вспомнить свое детство: самые счастливые и самые ужасные его моменты… Вспоминаются мне слова одного актера из советского фильма: «Человек не для радости живет, а для совести», - где под совестью понимается странное стремление сделать для другого то, что считаешь нужным? А чего мы хотим для наших детей?. Или, может быть, все-таки, позволим им самим – хотеть?

Обнаружив, что Детство есть и признав его ценность, как счастливой стихии из всех имеющихся на Земле стихий, давайте присмотримся к нему повнимательнее на примере ярких его представителей – детей:

-Дети – не маленькие взрослые. Поэтому устройство их жизни должно быть совершенно особенным, оно не должно копировать взрослую жизнь в миниатюре.

-Дети – люди. Они способны к глубоким, эмоциональным переживаниям, боли и радости, и им важно, что их переживания были услышаны другими людьми, взрослыми или людьми.

-Дети уникальны и заслуживают уважения.

-Дети обладают огромной способностью к преодолению препятствий.

-Дети обладают внутренней интуитивной мудростью, имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию.

-Игра - естественный язык ребенка.

Вывод, думаю, очевиден. Ребенку надо дать прожить свой игровой период. Это утверждение лежит в основе моей работы с детьми. Добавлю из своего опыта: если дети в течении дня имели возможность свободно играть с другими детьми, с различными предметами, они с удовольствием идут и на занятия, где им приходится играть по чужим правилам.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Предметно-пространственная среда в старшей группеПредметно-пространственная среда в старшей группе Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б Руководитель детского краеведческого мини - музея "В гостях у Котофея Ивановича": Цыганкова Н. И.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная среда в образовательном учреждении или как появляется хороший ребенок
Опубликовано: 27 марта 2022 в 00:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-пространственная среда в образовательном учреждении или как появляется хороший ребенок» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Асланова (УИ 2895012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД