Ольга Ломыськина
Консультация для родителей «Произведения классической музыки детям»
▼ Скачать
Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.
Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времен и стилей.
Публикация «Консультация для родителей „Произведения классической музыки детям“» размещена в разделах
Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам?Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др. уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например «Детской симфонии» И. Гайдна, сюиты для оркестра Ж. Бизе «Детские игры», симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».
Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен - старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов- классиков. Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем).
На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях.
Используется самая разнообразная танцевальная музыка : от старинных танцевальных пьес из сюит И. С. Баха (например, из сюиты для камерного оркестра си минор «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка») до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. Чайковского.
Дети легко воспринимают ритмичную маршевую музыку, например «Марш» (труба и барабан) из сюиты Ж. Бизе «Детские игры», фрагменты маршевых финалов из концертов и симфоний Л. Бетховена. Ребята могут передавать характер разных маршей, оттенки настроения музыки в ходьбе.
Песенностью, часто в сочетании с танцевальностью, наполнена музыка Ф. Шуберта, Ф. Шопена.
Небольшие произведения используются целиком. Более объемные во фрагментах. Важно выбрать яркий небольшой отрывок; чтобы дети увлеклись, сосредоточенно слушали музыку. Если произведение заинтересовало дошкольников, они просят исполнить его еще раз.
При повторных прослушиваниях можно немного удлинить фрагмент в зависимости от реакций детей, их заинтересованности (но чтобы он носил более или менее законченный характер).
Важно соблюдать чувство меры, не наскучить детям, идти от их желаний, проявлений интереса.
Конечно, рассказывать дошкольникам о произведениях классической музыки не так легко. Педагогу нужно самому познакомиться с литературой о композиторе, подумать, как преподнести произведение детям.
Самое важное - дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Позже заострить внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы.
Рекомендуемые приемы: контрастное сопоставление музыкальных произведений, оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, и игра на них, передача характера музыки в движениях, чтение стихотворений, показ репродукций картин (лучше нескольких, в сравнении, перекликающихся с характером музыки).
Симфоническую музыку лучше использовать в записи (или давать ее в сравнении с фортепианным звучанием, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Таким образом появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Разумеется, не всеми сразу, а постепенно - с теми, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна.
Помимо слушания классической музыки на занятиях, проведения тематических концертов, полезно слушать в грамзаписи уже знакомые произведения в группе во второй половине дня.
Музыкальный руководитель консультирует воспитателей, прослушивает с ними отобранные музыкальные произведения, дает советы, как руководить беседой, какие приемы уместно пользовать.
Можно слушать записи классической музыки (знакомой и незнакомой дошкольникам) и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. В этом случае беседа о музыке не проводится. Воспитатель лишь иногда, по ходу звучания музыки, может негромкими краткими замечаниями привлекать внимание детей к смене ее характера.
Прослушивания могут быть более длительными, до 10-15 минут, если в группе тишина, дети внимательно слушают. В такой свободной форме восприятия музыки ребенок может лишь эпизодически активно ее слушать, «включаться», когда eгo привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм музыки. Но и «фрагментарное» восприятие обогащает музыкальные впечатления детей.
B год, когда во всем мире отмечается 183-летие со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, отрадно отметить, что многие его произведения чаще звучат и в дошкольных учреждениях, используются богаче, интереснее: «Детский альбом», цикл «Времена года», фрагменты из балетов.
Детям старшего дошкольного возраста можно рекомендовать слушать сказки-балеты П. И. Чайковского, и не только слушать, но и включаться в посильную музыкальную деятельность (применяя приемы оркестровки, инсценировки, передачи характера музыки в движениях).
Чтобы облегчить педагогам использование сказок-балетов в работе с детьми, предлагаем примерные конспекты занятий. Если беседы используются как досуги или в виде музыкально-тематических вечеров, то содержание нескольких конспектов занятий может быть объединено.
Конечно, конспекты следует использовать творчески, варьировать приемы, включать запись и собственное исполнение на фортепиано, отбирать другие фрагменты.