Оксана Хисамова
Профессиональная педагогическая деятельность в соответствии с адаптированной основной образовательной программой
Статья «Профессиональная педагогическая деятельность в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей 5 -7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
С 2013г. по настоящее время работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности.
Публикация «Профессиональная педагогическая деятельность в соответствии с адаптированной основной образовательной программой» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Образовательный процесс с детьми дошкольного возраста планирую в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (далее по тексту – АООП ДО).
Главной целью моей профессиональной деятельности является обеспечение развития личности детей с тяжелыми нарушениями речи в различных видах общения и деятельности с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей, а также образовательных потребностей.
В рамках реализации цели созданию условия для сохранения психического и физического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия, социальной адаптации детей с ТНР, всестороннего, полноценного и гармоничного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями и склонностями.
Созданные условия позволяют мне формировать предпосылки учебной деятельности, развивать любознательность, инициативность, самостоятельность, творческую активность, стремление к расширению знаний, готовность к саморазвитию и успешной самореализации детей.
На основании анализа конкретных интересов, потребностей и запросов родителей выстраиваю систему взаимодействия с ними, обеспечивающую психолого-педагогическую поддержку семей и повышающую компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
При планировании совместной и самостоятельной деятельности в рамках реализации вариативной части АООП ДО внедряю в образовательный процесс национально - региональный компонент, направленный на формирование у воспитанников представлений о природе Таймыра, коренных жителях, истории и культуре родного края. При соблюдении режима пребывания детей в детском саду учитываю природно-климатические особенности нашего региона: оказываю повышенное внимание оздоровительно - закаливающим мероприятиям и физическим нагрузкам при организации двигательной деятельности воспитанников, при смене сезонных биоритмов.
Для успешной реализации целей и задач АООП ДО в работе с детьми использую проектный метод, позволяющий детям самостоятельно или совместно со мной находить решения поисковых, исследовательских, практических задач. Применяемый в системе метод проблемного обучения способствует развитию у детей наблюдательности, умений анализировать, и аргументировать свое мнение, а метод интегрированного обучения позволяет сделать образовательный процесс интересным и содержательным. Посредством макетирования учу детей планировать этапы своей деятельности и самостоятельно создавать игровое пространство по теме недели. Используемые мной социо-игровые приемы формируют у детей навыки работы в компаниях, ориентируют детей на партнерскую позицию.
С целью учета динамики развития детей регулярно провожу посредством наблюдения мониторинг освоения детьми АООП ДО. На основании полученных результатов совместно с учителем - логопедом и педагогом - психологом разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты для детей, испытывающих трудности в освоении программы.
Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения детей, проектирую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО, творчески её преобразовывая с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей с ТНР, что находит отражение в зонировании групп, где центры активности мобильны и оснащены материалами и продуктами детской деятельности в соответствии с темой недели. Созданная мной среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка, способствует развитию чувства уверенности в себе, позволяет им проявлять самостоятельность, инициативу, утверждать себя как активного деятеля.
Образовательный процесс выстраиваю на основе комплексно - тематического принципа с учетом интеграции образовательных областей. Реализую его содержание в разных видах детской деятельности и общении через вариативные формы работы с детьми: совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей. Планирование тематической недели осуществляю посредством разработки тематических проектов. Для их разработки использую метод «Трех вопросов», который помогает мне совместно с детьми спланировать содержание и формы работы по теме недели, исходя из интересов детей.
В связи с особенностями специфики группы компенсирующей направленности одним из основных направлений моей профессиональной деятельности является коррекция нарушений речевого развития, поэтому в своей деятельности применяю технологии коррекционного воздействия. При проектировании образовательного процесса для повышения речевой активности детей использую современные здоровьесберегающие технологии (логопедический массаж лица ложками, пальчиковая гимнастика с применением ложек, су-джок терапия). Для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя использую технологию музыкального воздействия, минутки тишины, релаксационные паузы, ритмопластику, создаю ситуации, позволяющие справляться с трудностями и вызывающие чувство уверенности в себе. Моделирую и обыгрываю с детьми проблемные ситуации, которые являются частью разработанного и внедренного мной проекта познавательно - речевой направленности «Ты - словечко, я - словечко» с целью обучения детей общению в различных речевых ситуациях. С целью сохранения единой линии развития детей в коррекционно-развивающей работе организую для родителей открытые показы коррекционных часов и артикуляционной гимнастики, позволяющие им организовать в домашних условиях работу с детьми по закреплению полученных умений и навыков.
Изучаю и внедряю в образовательный процесс современные технологии: проектную деятельность, проблемно – поисковую деятельность, познавательно-исследовательскую деятельность, технологию проблемного обучения, социо – игровые технологии, макетирование. Посредством здоровьесберегающих технологий поддерживаю физическое и психическое здоровье детей, формирую у них необходимые знания, умения, навыки о здоровом образе жизни. Активно применяю игровую технологию, в частности сюжетно - ролевые игры, в которых создаются благоприятные условия для развития речи и воображения. Применяемая мной технология ИКТ предотвращает свойственное детям с ТНР утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. К некоторым темам занятий и проведению коррекционных часов создаю презентации, включающие в себя различные задания по лексике, грамматике, а так же видеофайлы с нужным материалом.
Владея технологией макетирования, организую деятельность детей по созданию самодельных игровых макетов, являющихся отличным дидактическим пособием для организации развивающей предметно-пространственной среды группы. Использование технологии проектной деятельности позволяет мне активизировать исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность, в процессе которых дети познают окружающий мир.
Социо-игровые приемы позволяют мне сформировать у детей навыки работы в компаниях, ориентировать детей на партнерскую позицию, что влечет за собой успешную социализацию каждого ребенка, независимо от его речевых дефектов.
В зависимости от поставленных целей и задач, ситуаций, интересов и возможностей детей, проектирую развивающую предметно - пространственную среду, обеспечивающую охрану и укрепление физического и психического здоровье, эмоциональное благополучие воспитанников. Для этого в группе создан мобильный спортивный уголок с атрибутами и пособиями, соответствующими возрасту и интересам воспитанников. Мной разработаны и применяются картотеки артикуляционных, дыхательных, зрительных, пальчиковых и бодрящих гимнастик. Для обеспечения эмоционального благополучия детей в группе создан «уголок уединения», где ребенок может расслабиться и устранить беспокойство.
Для реализации задач образовательного процесса мною созданы дидактические средства разной направленности: «Инспектор ГИБДД Петр Светофоров», макет «Уличное движение», «Свечки и чашки чая» (для развития фонационного дыхания, тематический стенд на согласование существительных с числительными, «Куклы-эвенки Синильга и Алтанай», панно «Звуковая полянка», которое меняется и пополняется с каждым новым изучаемым звуком. При этом дети самостоятельно рисуют предметы, в названии которых находится изучаемый звук, и определят их место расположения на панно. Применение средств обучения помогает мне обеспечивать эффективность решения воспитательно-образовательных, коррекционных задач в оптимальных условиях.
С целью реализации единой образовательной траектории интегрирую содержание и формы педагогического процесса со специалистами ДОУ. При планировании индивидуальной работы с детьми с особыми образовательными потребностями учитываю рекомендации педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для данной категории детей.