Евгения Геннадьевна Мурзак
Статья «Проектная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду дети осваивают такие виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др. Эти виды деятельности называют продуктивными, потому что осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый и создаёт какой-либо продукт (рисунок, поделку). Н. Е. Веракса говорит по поводу освоения детьми продуктивных видов деятельности : «Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка с взрослым. К сожалению, такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребенка, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкции взрослого». Чтобы придать значимость усилиям детей, педагоги на некоторое время вывешивают детские рисунки, выставляют их поделки. И хотя эти продукты можно предъявлять окружающим, они выражают не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. Качество детской работы оценивается по тому, насколько точно ребенок выполнил инструкцию педагога, а не потому, как он выразил собственное видение окружающей реальности, или обнаружил новое решение. Более того, стремление к окончательному результату (рисунку или поделке) приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.
Публикация «Статья „Проектная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбирать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.
Замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности, поэтому ему трудно рассчитывать на помощь других детей. Необходимо участие взрослого, в первую очередь родителей. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения.
Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и эмоционально поддерживают их. Однако эта поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения, то есть он должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.
Велика роль педагога в организации проектной деятельности. Она осуществляется в соответствии с принятыми нормами и требованиями.
Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количества заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для педагога, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности.
Важно, чтобы педагог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав проектную деятельность в один из традиционных видов занятий с детьми.
Проектная деятельность- сложноорганизованный процесс, предлагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации дошкольного учреждения.