Татьяна Эдигер
Консультация «Почему ребенок плохо ест»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенок плохо ест?
Почему дети так избирательны в еде?
На детский аппетит и предпочтения в еде влияют время: скорость обмена веществ и образ жизни.
Скорость обмена веществ
Ребёнок может мало есть, потому что у него медленный обмен веществ. Это нормальная особенность организма, а не патология. Чтобы понять, как это работает, можно провести аналогию с расходом топлива у автомобилей: одной машине нужно 5 литров на 100 километров, а другая в тех же условиях «съедает» 20 литров.
Образ жизни
Публикация «Консультация „Почему ребенок плохо ест“» размещена в разделах
Избирательный аппетит или отказ от еды — это во многом вопрос воспитания и образа жизни. Если ребёнок не хочет принимать пищу, значит, он потратил недостаточно энергии и не успел проголодаться. Чтобы пробудить аппетит, нужно увеличить энергозатраты: гулять на свежем воздухе, кататься с горок или предложить занятия в спортивной секции. Чем больше дети тратят энергии, тем лучше у них аппетит.
Как понять, достаточно ли ребёнок ест
Традиционно родители, бабушки и соседи с лестничной клетки определяют здоровье малыша по его упитанности и аппетиту. «Ребёнок должен кушать», и чем больше, тем лучше. Если этого не происходит, значит, с ним что-то не так. Не спешите паниковать.
Считается, что среди детей 3–6 лет «малоежками» являются только 18%.
Недоедание определяется не размером порций и аппетитом, а недостатком питательных веществ в рационе.
Вот по каким критериям это можно определить:
• Ребёнок долгое время не набирает вес, рост и отстаёт в физическом развитии. Рассчитайте норму веса, роста и дневной потребности в питательных веществах для вашего малыша на калькуляторе.
• Ребёнок старше 1,5–2 лет не ест определённые группы продуктов. Например, отказывается от овощей, мяса или злаковых.
• Ребё нок кусочничает и ест в основном вредную пищу: сладости, фастфуд и переработанное мясо (сосиски, колбасы).
• Ребёнок старше полутора лет питается только жидкой однородной пищей (например, молоком, смесью или пюре).
• Ребёнок отказывается от любой еды и устраивает голодовки.
• Помните, что главный показатель — это сбалансированность питания, а не просто количество съеденного.
Что должно быть в здоровом рационе ребёнка?
Питание должно быть сбалансированным, состоять из белков, жиров и углеводов.
В рекомендованном рационе детей 2–3 лет белки составляют около 20% всей еды, жиры — 30–35%, углеводы — 45–65%.
Для детей 4–18 лет рацион ориентировочно включает 10–30% белковой пищи, 25–35% жиров и 45–65% углеводов.
Для детей здоровое питание особенно важно, потому что они растут и развиваются. Им нужен белок для мышц, кальций и фосфор для укрепления костей, железо для доставки кислорода к органам и тканям, в том числе к мозгу. Чтобы набрать нужное количество белков, жиров и углеводов, сбалансированный рацион должен включать шесть групп продуктов:
• Мясо, рыба и яйца.
• Овощи.
• Фрукты.
• Молочные продукты.
• Сложные углеводы (цельнозерновой хлеб, крупы, макароны из твёрдых сортов пшеницы).
• Бобовые.
Среди продуктов для ребёнка должны быть хотя бы 2–3 из каждой группы.
Чем опасно избирательное питание и недоедание
Отказ от полезных продуктов приводит к дефициту питательных веществ и отставанию в развитии.
Нехватка белка может стать причиной отставания в росте, ухудшения памяти, снижения физической активности и ослабления иммунитета. Дети с плохим питанием могут отставать в умственном развитии от сверстников. Потребление сладостей и фастфуда повышает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, лишнего веса и ожирения в школьном возрасте.
Как накормить ребёнка, если он отказывается от еды
Стимулируйте аппетит
Лучшее лекарство для повышения аппетита — это голод. Чтобы ребёнок захотел поесть, увеличьте физическую активность: больше гуляйте и отдайте ребёнка в спортивную секцию.
Фантазируйте с оформлением блюд
Чтобы ребёнку захотелось съесть блюдо, оно должно выглядеть красиво. Соорудите из сваренных овощей смешную рожицу, выложите велосипед или украсьте блюдо овощным соусом. С помощью формочек для печенья сделайте фигурки из болгарского перца, баклажанов и кабачков. Необычные «гармошки» из овощей можно создавать с помощью фигурных тёрок и ножей.
Готовьте вместе
Дети охотнее едят пищу, которую приготовили сами. Позвольте ребё нку помочь вам и увлеките процессом: пусть перемешивает овощи, трёт морковку или смотрит, как запекается картошка — ему станет интересно, что получилось, и появится желание попробовать блюдо.
Предлагайте блюдо много раз
Маленькие дети могут отказываться от незнакомых продуктов. Это свойственно и взрослым — не все способны попробовать жареных кузнечиков или телячьи мозги. Чтобы побороть страх перед новой едой, нужно время. Поэтому предлагайте одно и то же блюдо много раз: ребёнок может согласиться на десятой или пятнадцатой попытке.
Уважайте отказ
Уметь сказать твёрдое «нет» — важный социальный навык. Не подавляйте его и уважайте мнение ребёнка. В противном случае он не научится стоять на своём во взрослой жизни и говорить «нет», в том числе самому себе.
Как не надо кормить ребёнка
Не заставляйте есть
Мы стремимся накормить малыша любыми силами и делаем это с таким рвением, что у него развивается отвращение к еде. Он перестаёт слушать сигналы своего организма и понимать, когда сыт, а когда голоден. И чем сильнее вы давите, тем больше ребёнок сопротивляется. Ничего страшного, если он пропустил завтрак или обед — больше проголодается к ужину.
Помните, что детский организм не привык к социальным нормам и необходимости есть пять раз в день. Если у ребёнка нет аппетита, значит, он ещё не потратил всю энергию, которая поступила в организм с прошлым приёмом пищи. Немного терпения, и аппетит появится.
Не заставляйте доедать
Не ругайте ребёнка, что он не съел всё. Возможно, вы положили ему слишком большую порцию, и он физически не может с ней справиться. Навык «остановиться, когда наелся» важный и пригодится во взрослой жизни.
Не разрешайте ребёнку перекусывать
Если хотите, чтобы дети хорошо ели в обед, не позволяйте им перекусывать между приёмами пищи. Уберите со стола конфеты и печенье, не делайте бутербродов. Если малыш нагуляет аппетит, он не откажется от супа.
Такого принципа придерживаются французские мамы: они приучают ребёнка есть в определённые часы. «Дети не знают перекусов, поэтому к определённому времени всегда голодны», — Памела Друкерман, автор книги «Французские дети не плюются едой».
Не развлекайте ребёнка во время еды
Мультики, книжки и танцы с бубном отвлекают ребёнка от еды. Не нужно запихивать ложку с кашей любой ценой. Нужно научить его относиться к пище осознанно, ощущать её вкус и чувствовать насыщение. Вместо мультиков говорите о еде: как она выглядит? На что похожа? Какая она на вкус? А хочешь ещё кусочек?
Разговаривайте с ребёнком о пище не только с позиции «вкусно — не вкусно». Еда может быть хрустящей, кислой, сладкой, пряной, острой, мягкой. Любознательное отношение к пище поможет справиться с детским страхом перед новыми блюдами.
Не акцентируйте внимание на питании в семье
Не показывайте ребёнку, насколько важно для вас питание, как бы сложно это ни было. Не хвалите малыша, если он съел что-то полезное или поел в принципе. Если ребёнок это заметит, он может начать манипулировать вами: выпрашивать игрушки, проситься на батут и покататься на том пони в парке за ложку овсянки.
Еда — это всего лишь еда, она даёт силы и энергию. Не используйте её как поощрение или наказание. Если ребёнок плачет, лучше обнять его, чем успокоить шоколадкой.
Как привить детям любовь к полезной пище
Начните с себя
Ребёнок повторяет за вами всё, что вы делаете, в том числе перенимает ваши пищевые привычки. Почему он должен есть овсяную кашу и брокколи на пару, если вы с таким аппетитом жуёте пирожные и жареную картошку?
В семье не работают двойные стандарты: либо вы все питаетесь правильно (хотя бы на виду у детей, либо позволяете детям есть не самую полезную пищу.
Не давайте собой манипулировать
Вы — родитель, и только вы решаете, что будет есть ваш ребёнок. Вы можете шаг за шагом приучать его к полезной пище или потакать желаниям, соглашаясь дать печенье или кусок колбасы.
Твёрдо стойте на своём, но оставляйте ребё нку возможность выбора: предлагайте 2–3 полезных блюда, и пусть он сам решит, что будет кушать. Не кричите и не заставляйте его есть то, чего он не хочет. Вспомните, как часто в вас пихали ненавистную манку или заставляли съесть молочный суп в детском саду. И как вы любите сладкое только потому, что его запрещали в детстве.
Покажите, что полезная еда может быть вкусной.
Полезной пищи очень много: овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, сухофрукты, мёд. Знакомьте ребёнка с разными продуктами, рассказывайте про каждый интересную историю и давайте попробовать кусочек. Пусть малыш поймёт, что правильная еда — это не только овсянка и щи.
Одни и те же блюда можно готовить по-разному. Например, цветную капусту можно сварить, запечь в духовке с другими овощами, поджарить с яйцом и томатом, добавить в заливной пирог. Чтобы вкус был приятнее, овощные дольки можно макать в соус из греческого йогурта или сметаны, а фруктовые дольки — в мёд. Проявляйте фантазию, ребёнку обязательно что-нибудь понравится.