Диана Хаматдинова
Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Обогащение словаря дошкольников является одной из важнейших задач по речевому развитию. Словарный запас детей младшего дошкольного возраста должен достигать приблизительно 2000 слов. Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес».
Публикация «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследованием проблем обучения занимался отечественный психолог Л. С. Выготский, который писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые приковывают его внимание соответствуют его возрасту. Таким образом, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение базируется на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.
К основным видам деятельности дошкольника причисляют игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно приумножается и удачное его пополнение напрямую связано со взрослыми. Значительную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют родители и ближайшие взрослые. Непременным условием для гармоничного развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык важнейшее средство человеческого общения.
В течение дошкольного детства осознание ребенком смысловой стороны слова проходит длительный путь развития, на каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова отличается значительными чертами. (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Т. Н. Ушакова, А. А. Леонтьев, С. Н. Карпова O.C.Ушакова, В. И. Яшина и др.). В процессе понимания ребенком речевого сообщения окружающих исследователи выделяют две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром, вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.
В отечественной педагогике имеется немало исследований, посвященных вопросам ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Это исследования В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой, Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, А. Д. Шатовой, С. А. Козловой, Р. Х. Гасановой, Р. Р. Агишевой и др.
В дошкольной дидактике много внимания уделяется выяснению возможности усвоения детьми младшего дошкольного возраста закономерных связей и зависимостей в разных областях действительности. Так в исследованиях В. И. Логиновой представлены системные знания для ознакомления детей с социальными явлениями, прежде всего с трудом взрослых. Ею выдвинуто положение о том, что сущность трудовой деятельности может быть раскрыта детям, если в основу программы знакомства с трудом будет положено научное понятие о труде. Логико-дидактический анализ понятия «труд» позволил Логиновой выделить центральную связь и ее компоненты: преобразование человеком исходного материала (предмета труда) с помощью трудовых действий, трудового оборудования в продукт (результат) труда, необходимый для удовлетворения потребностей человека. Придерживаясь логико-дидактического анализа понятия труда, исследователями предпринималась попытка поиска новых, эффективных путей формирования словаря в процессе ознакомления с трудом взрослых.