Наталья Крюкова Бадикова
Физическое воспитание и здоровье как предмет современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Спорт- норма жизни, девиз современного поколения XXI века. Но, на сегодняшний день одна из наиболее первостепенных и глобальных проблем- здоровый ребенок, готовый заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно - образовательном процессе дошкольников. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации показывают, что здоровье дошкольников с каждым годом существенно ухудшается. Вырастить и воспитать здорового ребенка одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта. В эти задачи входят:
Публикация «Физическое воспитание и здоровье как предмет современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Понятие «здоровье сберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов трактуется по- разному. Так, Н. К. Смирнов, являющийся родоначальником понятия «здоровье сберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику, любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Давайте подробно остановимся на таких понятиях как «здоровье сберегающие образовательные технологии», «физическое здоровье» и «Физическое воспитание». Здоровье сберегающие образовательные технологии- это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Физическое (соматическое) здоровье- текущее состояние составляющих структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела, характер их взаимодействия между собой и взаимодействия [2].
Из этих понятий можно сделать следующий вывод. Здоровье сберегающие современные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Целью здоровье сберегающих технологий в ДОУ – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Физическое воспитание, как предмет здоровье сберегающих современных технологий, должен быть направлен на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств [1].
Очень важно обеспечивать оптимальный двигательный режим- рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья и возраста детей, времени года, при постоянном контроле со стороны медицинских работников. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя»; гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др. [3].
Применение в работе ДОУ здоровье сберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.