Кристина Вахрушева
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП
Аннотация: Значимость патриотического и нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста обозначена в ФОП как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В данной статье представлен педагогический опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Расширена модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, патриотизм, патриотическое воспитание, нравственное воспитания, Родина, семья.
На сегодняшний день вопрос о патриотическом воспитании приобрел особенно острый характер. Причиной тому стал факт фальсификации исторических событий и традиций в мире. За счет подобной ситуации молодежные слои населения стали получать и воспринимать ложные понятия о ценностях, патриотизме, истории и ее роли. Такой оборот привлек внимание не только исследователей и педагогов, но и правительственные круги, что привело к решению вопроса о постановке патриотического воспитания на законодательном уровне. [Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 280]
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу» – считает Козлова С. А. [Бартаева, П. П. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 145]
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сочувствие, сострадание находчивость, любознательность. [Волчкова, А. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы : Монография. – М. : Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2020. – С. 53]
В содержании ФГОС ДО также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. А в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015г, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Формирование новых педагогических задач в системе дошкольного образования привело к разработке и совершенствованию методов и приемов обучения, позволяющих в той или иной степени решить поставленные воспитательные задачи. В последние годы интерес исследователей к подбору методов патриотического воспитания. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания патриотизма (Г. В. Агапова, М. П. Бузский, В. А. Датский, и др.). Данный момент позволил педагогам построить организацию работы над воспитанием патриотизма таким образом, что в ходе образовательного процесса решаются сразу несколько воспитательных задач, приоритет при этом отдается воспитанию патриотизма, так как историко-краеведческие мероприятия как нельзя лучше подходит к решению задачи патриотического воспитания. [Казиев, Н. Э. Механизм патриотического воспитания современной российской молодёжи / Н. Э. Казиев // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2021. №1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-patrioticheskogo-vospitaniyasovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi ( дата обращения: 07.09.2023).]
Важность проблемы патриотического воспитания осознается на всех уровнях образовательной и воспитательной деятельности. В. В. Путин отметил, что «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма, - сказал глава российского государства. - Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится… Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям народов, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее». Рассматривая систему работы над патриотическом воспитанием, А. С. Плотников отмечает работу над военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения как комплексную: «Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности : от семьи, учебных заведений, воинских, трудовых и других коллективов и до высших государственных органов. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и осуществление индивидуальной воспитательной работы с отдельно взятой личностью».[Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 281]
Нравственное воспитание достигается с помощью определенных средств, среди которых следует указать следующие: художественные средства, природу, собственную деятельность детей, окружающую обстановку.
1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
2. Чувство любви к родной природе – еще одно из средств воспитания патриотизма. Природа способна вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о ней, охранять и оберегать. Именно воспитанием любви к природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников, ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с рождения, ближе ему и сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. [Князева, Е. Р. Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2021. - № 10. - С. 15]
Таким образом, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле. Перед всеми нами стоят общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению всё более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций. [Ефремова, Г. А. Патриотическое воспитание школьников. - СПб: Питер, 2019.- С. 89]
Таким образом, можно сказать, что патриотическое и нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте является не только частью общего воспитания будущей личности, но и результатом ряда преобразований в образовательной системе. На сегодняшний день патриотическое и нравственное воспитание представляет собой объект повышенного интереса как исследователей и специалистов, так и педагогов и методистов.
Библиографический список
1. Айол, А. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе / А. А. Айол // Педагогика высшей школы. – 2021. – № 3.1 (6.1). – С. 20-23.
2. Бартаева, П. П. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / П. П. Бартаева // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 145-147.
3. Волчкова, А. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы : Монография / А. А. Волчкова. – М. : Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2020. -175 с.
4. Ефремова, Г. А. Патриотическое воспитание школьников. / Г. А Ефремова - СПб: Питер, 2019.- 214 с.
5. Князева, Е. Р. Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста / Е. Р. Князева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2021. - № 10. - С. 10-20.
6. Казиев, Н. Э. Механизм патриотического воспитания современной российской молодёжи / Н. Э. Казиев // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2021. №1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-patrioticheskogo-vospitaniyasovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi ( дата обращения: 07.09.2023).
7. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях / А. С. Рогоза // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 280-282.