Белла Савельева
Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми
▼ Скачать
Статья
«Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми»
Автор: Савельева Б. Н.
воспитатель ДОУ № 65
г. Каменск - Уральский
Уважаемые родители, в статьях данного раздела в новом 2021 - 2022 учебном году мы рассмотрим основные аспекты возрастных особенностей психического развития детей, стабильные и кризисные периоды, а также способы преодоления негативных проявлений возрастных кризисов. Начнем мы наш разговор с особенностей взаимодействия детей среднего дошкольного возраста. Другие возрастные категории будут рассмотрены в следующих статьях. Данный материал может быть полезеней родителям, и педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные образовательные программы для детей дошкольного возраста, а также педагогам-организаторам и педагогам-психологам учреждений дополнительного образования детей.
Публикация «Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми» размещена в разделах
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Восприятие детей средней возрастной категории становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Для дошкольников характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Дети начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе. Наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом является средний и старший дошкольный возраст.
В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства - радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. В общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Стремясь получить похвалу, усвоить привлекательные для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. В тоже время, стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и прочее.
В детстве ребенок достаточно искусно может управлять своими эмоциями и эмоциями родителей, толкающими его для получения дополнительной похвалы или ласки.
В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. То есть содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
Выделяются две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым – познавательная и личностная. В 4-5 лет складывается внеситуативно -познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании, сопереживании и личностные мотивы общения. Главным средством для внеситуативных форм общения является речь. Внеситуативно - личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка.
- Во - первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания.
- Во - вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля.
- В - третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, педагога, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.
На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии лично-сти ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом.
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. С 4 летнего возраста у ребенка, при поддержке взрослых, формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности к общему делу, чувство долга. Ребенок 4 - 6 лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок, получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обя-занностям в школе. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами в дальнейшей жизни.
Список литературы:
1. Ефимкина Р. П. Детская психология. - Новосибирск. : Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 32 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
4. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб. : Питер, 2001. – 174 с.
5. Смирнова Е. О. Детская психология. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
6. Смирнова Е. О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 158 с.
7. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М. : Институт практической психологии, 1996. – 304 с.