МААМ-картинки

Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми

Белла Савельева
Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

«Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми»

Автор: Савельева Б. Н.

воспитатель ДОУ № 65

г. Каменск - Уральский

Уважаемые родители, в статьях данного раздела в новом 2021 - 2022 учебном году мы рассмотрим основные аспекты возрастных особенностей психического развития детей, стабильные и кризисные периоды, а также способы преодоления негативных проявлений возрастных кризисов. Начнем мы наш разговор с особенностей взаимодействия детей среднего дошкольного возраста. Другие возрастные категории будут рассмотрены в следующих статьях. Данный материал может быть полезеней родителям, и педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные образовательные программы для детей дошкольного возраста, а также педагогам-организаторам и педагогам-психологам учреждений дополнительного образования детей.

Публикация «Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми» размещена в разделах

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Восприятие детей средней возрастной категории становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Для дошкольников характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Дети начинают усваивать этические нормы, принятые в обществе. Наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом является средний и старший дошкольный возраст.

В обыденной жизни отношение окружающих к ребенку имеет широкую палитру чувств, вызывая у него разнообразные ответные чувства - радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. В общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Стремясь получить похвалу, усвоить привлекательные для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. В тоже время, стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и прочее.

В детстве ребенок достаточно искусно может управлять своими эмоциями и эмоциями родителей, толкающими его для получения дополнительной похвалы или ласки.

В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. То есть содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

Выделяются две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым – познавательная и личностная. В 4-5 лет складывается внеситуативно -познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании, сопереживании и личностные мотивы общения. Главным средством для внеситуативных форм общения является речь. Внеситуативно - личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка.

- Во - первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания.

- Во - вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля.

- В - третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, педагога, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии лично-сти ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. С 4 летнего возраста у ребенка, при поддержке взрослых, формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности к общему делу, чувство долга. Ребенок 4 - 6 лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок, получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обя-занностям в школе. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами в дальнейшей жизни.

Список литературы:

1. Ефимкина Р. П. Детская психология. - Новосибирск. : Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 32 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

4. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб. : Питер, 2001. – 174 с.

5. Смирнова Е. О. Детская психология. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

6. Смирнова Е. О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 158 с.

7. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М. : Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

Публикации по теме:

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослымиМастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослыми Предлагаю вашему вниманию мк по рисованию выполненный на камнях. Мир природы загадочен, красив и неповторим. Работая с природным материалом.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 09:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми» (включая файлы) размещена пользователем Белла Савельева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД